Искатель жизни: чем уникальна новая марсианская миссия

В ночь на 19 февраля, около полуночи по Москве, на Марс сел посадочный модуль миссии NASA Mars 2020. Он доставил марсоход Perseverance («Настойчивость») и вертолет Ingenuity («Изобретательность»). Задачи у них крайне амбициозные: попытаться найти на Марсе следы жизни, совершить первый полет в марсианском небе и собрать грунт для отправки его на Землю

ФОТО: © Depositphotos.com/Shad.off

Вопрос, есть ли жизнь на Марсе, все еще открыт. Во всяком случае когда-то наш сосед был подходящим для нее местом. Большинство планетологов считает, что на планете некогда был океан, озера и реки. Вот и марсоход Curiosity («Любопытство»), работающий на Марсе с 2012 года, сел в районе, который многие эксперты считают дном древнего озера. Если на Марсе есть или когда-либо была жизнь, то где же искать ее следы, как не на месте былых водоемов? Но, увы, Curiosity не слишком приспособлен к таким поискам, пишет Forbes.ru. Этот ровер куда полезнее для геологов, чем для астробиологов.

Ученые извлекли урок из упущенной удачи. Perseverance очень похож на Curiosity, но его приборы специально рассчитаны на поиск следов жизни. С этой целью он будет изучать марсианский грунт так тщательно, как ни одна миссия до него. Если на Марсе есть подозрительная органика, приборы должны будут ее обнаружить. А если и нет — что ж, такое дотошное изучение инопланетных пород ценно для науки и само по себе.

К слову, спускаемый аппарат миссии Mars 2020 совершил посадку в очень подходящем для «биологического следопыта» месте: кратере Езеро. Судя по формам рельефа и минералам, здесь некогда было озеро, в которое впадала река.

Впрочем, на ровере массой более тонны нашлось место и приборам для других задач. Он будет следить за марсианской погодой, сканировать кору планеты радаром и снимать захватывающие пейзажи.

Настойчивость и изобретательность

А вот на вертолете Ingenuity нет никаких инструментов изучения Марса. Задача этого 1,8-килограммового дрона в другом: научиться летать в атмосфере планеты. До него единственными летательными аппаратами, покорявшими внеземное небо, были аэростаты над Венерой.

Между прочим, летать над Марсом будет совсем не просто. Плотность атмосферы у самой поверхности там примерно такая же, как в 30 километрах над Землей. Между тем земные вертолеты никогда не поднимались выше 12 километров с небольшим.

Именно поэтому при своей крошечной массе дрон может похвастаться винтом с размахом лопастей 1,2 метра. И вращаться он будет с немыслимой для земных машин скоростью в 3000 оборотов в минуту.

Если у «Изобретательности» все получится, то следующие марсианские зонды понесут с собой вертолеты, оснащенные научными приборами. Легкие и быстрые воздушные разведчики прекрасно дополнят собой тяжелые медлительные марсоходы.

Заверните с собой

Еще одна задача миссии, о которой невозможно не упомянуть, — это подготовка образцов грунта для отправки на Землю.

Планетологи мечтают о марсианском грунте. Ведь ни в один ровер невозможно вместить столько приборов, сколько их в земных лабораториях. И этот арсенал все время пополняется. Достаточно сказать, что лунный грунт, привезенный «Аполлонами», специалисты изучают до сих пор.

Однако Марс — не Луна. Его притяжение всего в 2,7 раза слабее земного. Стартовать с небольшой, но настоящей планеты без огромной ракеты-носителя, а потом еще и довезти груз до Земли – задача не из легких. Для ее решения американским и европейским космическими агентствами запланированы целых три миссии, и Mars 2020 — только первая из них.

Роль Perseverance в этой эпопее довольно скромна. Он будет бурить небольшие скважины, извлекать из них тонкие каменные стержни (керны) и упаковывать их в специальные емкости. Они останутся лежать на поверхности Марса, пока за ними не придут (благо на спокойной и скучной планете контейнеры может разве что слегка припорошить пылью).

Миссия, которая заберет образцы с Марса, стартует в 2026 году. Она называется Sample Retrieval Lander, то есть «Посадочный аппарат для возвращения образцов». Прибывший с ней марсоход подберет контейнеры, оставленные для него Perseverance. Они будут погружены во взлетный модуль, и тот выйдет на орбиту (между прочим, это будет первый в истории взлет с Марса). В общем-то, только на это ему и хватит топлива.

Ну а в космосе драгоценный груз подберет другой аппарат — Earth Return Orbiter, то есть «Орбитальный модуль для возвращения на Землю». Образцы будут перегружены на его борт, и зонд отправится домой. В 2031 году марсианский грунт должен наконец оказаться в земных лабораториях.

Пальма первенства

Напомним, что США пока остаются единственной страной, чьи аппараты успешно работали на поверхности Марса. Советские и европейские зонды либо разбивались при посадке, либо выходили из строя вскоре после нее.

Впрочем, американской сверхдержаве уже наступает на пятки азиатская. 10 февраля 2021 года на орбиту Красной планеты вышел первый китайский марсианский зонд «Тяньвэнь-1». Он несет на борту марсоход, посадка которого намечена на май 2021 года. А за день до «Тяньвэнь-1» на орбиту Марса вышла первая арабская межпланетная станция «Аль-Амаль». Правда, у нее нет посадочного модуля, но клуб марсианских держав так или иначе пополнился еще одним участником.

В современном мире исследование космоса — это вопрос статуса. Но если в погоне за престижем какого-нибудь государства люди Земли найдут ответ на сакраментальный вопрос, есть ли жизнь на Марсе, это будет прорывом для всего человечества.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции