Гипотеза об утечке коронавируса из лаборатории: что известно учёным

12036

Журнал Nature представил аргументы за и против версии, что коронавирус «сбежал» из пробирки

ФОТО: pixabay.com

В 2021 году обострились споры по поводу того, что коронавирус SARS-CoV-2 был создан в лаборатории, пишут авторы статьи в Nature Эми Максмен и Смрити Малламати.

Многие ученые считают, что SARS-CoV-2 имеет естественное происхождение и передался человеку от животного. Однако не исключается версия утечки вируса из лаборатории, и часть ученых требуют более тщательного расследования гипотезы о том, что вирус был искусственно создан в Уханьском институте вирусологии, где были зарегистрированы первые случаи заболевания COVID-19. Так, 26 мая президент США Джо Байден призвал объединить усилия и выяснить происхождение SARS-CoV-2. Австралия, Европейский союз и Япония также призвали к тщательному расследованию происхождения вируса.

Как пишут авторы статьи, у ученых недостаточно доказательств происхождения SARS-CoV-2, чтобы как исключить гипотезу утечки из лаборатории, так и доказать естественное происхождение вируса. Многие ученые-инфекционисты сходятся во мнении, что наиболее вероятной версией является то, что вирус эволюционировал естественным путем и передался от летучей мыши либо напрямую человеку, либо через другое животное. Большинство новых эпидемий начинаются с естественного распространения, например ВИЧ, грипп, Эбола и коронавирусы, вызвавшие атипичную пневмонию (SARS) в 2002 году и ближневосточный респираторный синдром (MERS) в 2012.

Исследователи обнаружили несколько доказательств, подтверждающих естественное происхождение вируса. Летучие мыши являются распространёнными переносчиками коронавирусов, и ученые определили, что геном SARS-CoV-2 на 96% близок к геному RATG13, коронавируса, который впервые был обнаружен в 2013 году у подковоносой летучей мыши в южной китайской провинции Юньнань.
Тем не менее не исключается вероятность того, что SARS-CoV-2 проник из лаборатории. Хотя утечки из лабораторий никогда не вызывали эпидемий, они приводили к небольшим вспышкам уже известных вирусов. Авторы напоминают случай, произошедший в 2004 году, когда двое ученых-исследователей вирусологической лаборатории в Пекине по отдельности заразились вирусом, вызвавшим атипичную пневмонию. Они заразили еще семерых, прежде чем вспышку удалось остановить.

Аргументы в пользу утечки из лаборатории

Максмен и Малламати перечисляют основания, на которые опираются сторонники гипотезы утечки.

Теоретически COVID-19 действительно мог быть создан в лаборатории. Исследователи могли взять SARS-CoV-2 у животного и сохранить в лаборатории для изучения, или они могли искусственно создать его, разработав геномы коронавируса. При таких сценариях в лаборатории могли случайно или намеренно заразить человека вирусом, а затем распространить его, вызвав пандемию.

Кроме того, подозрительно, что спустя полтора года после начала пандемии вирус, идентичный SARS-CoV-2, до сих пор не был обнаружен у животных.

Многих смущает совпадение, что COVID-19 был впервые обнаружен в Ухане, ведь там находится ведущая лаборатория по изучению коронавирусов.

Сторонники гипотезы о лабораторной утечке утверждают, что вирус содержит необычные особенности и генетические последовательности, свидетельствующие о том, что он был создан людьми. А некоторые заявляют, что SARS-CoV-2 очень легко распространяется среди людей и, по-видимому, был создан с таким намерением. Еще один аргумент предполагает, что SARS-CoV-2 мог быть искусственно создан из коронавирусов, обнаруженных в заброшенной шахте, где исследователи Уханьского института вирусологии изучали особенности летучих мышей в период с 2012 по 2015 год.

Что же об этих аргументах говорят исследователи инфекционных заболеваний и биологи-эволюционисты?

А была ли летучая мышь

На расследование причин вспышек заболеваний уходят годы, а некоторые из них все еще остаются необнаруженными. Потребовалось целых 14 лет, напоминают авторы материала, чтобы установить причину эпидемии атипичной пневмонии, которая началась с вируса, выявленного у летучих мышей, и, скорее всего, передалась людям от цивет (африканский хищник, похожий на ласку).

Исследования происхождения вируса осложняются тем, что вспышки среди животных часто носят спорадический характер. Нужно найти животное до того, как оно погибнет или избавится от инфекции. Даже если анализы животных выдают положительный результат, вирусы, обнаруженные в слюне, фекалиях или крови, часто деградируют, что затрудняет расшифровку всего генома патогенных микроорганизмов.

Однако с начала пандемии ученые добились определенного прогресса. В отчете, опубликованном на сайте препринтов bioRxiv 27 мая, сообщается, что у летучих мышей в южном Китае выявлен вирус RmYN02 - коронавирус, чей геном ближе к SARS-CoV-2, чем коронавирус RATG13.

Подозрительное совпадение

Институт вирусологии находится именно в Ухане, это внушает подозрения.

«Вирусологические лаборатории, как правило, специализируются на окружающих вирусах», - цитируют авторы объяснения Винсента Мюнстера, вирусолога из американской сети лабораторий Rocky Mountain Laboratories. Уханьский институт вирусологии специализируется на коронавирусах, так как многие из них были обнаружены в Китае и в его окрестностях. Так же грипп изучают в Азии, геморрагическую лихорадку - в Африке, а лихорадку денге - в Латинской Америке. «В девяти из десяти случаев, когда происходит новая вспышка вирусов, поблизости обязательно будет лаборатория, изучающая эти самые вирусы», - добавил Мюнстер.

Мог ли вирус SARS-CoV-2 быть намеренно разработан, чтобы вызвать пандемию? И снова авторы материала приводят ответ большинства ученых: «Нет». Тот факт, что вирус распространяется среди людей, не означает, что он был специально создан для этого. Вирус также распространяется среди норок и многих других видов хищных млекопитающих.

Неужели ученые «собрали» SARS-CoV-2 в шахтах?

В период с 2012 по 2015 год ученые Уханьского института вирусологии отловили сотни летучих мышей, поселившихся в шахтах, после того как несколько шахтеров заболели неизвестным респираторным заболеванием. (В прошлом году исследователи сообщили, что анализы крови, взятые у шахтеров, дали отрицательный результат на антитела к SARS-CoV-2, что означает, это был не COVID-19.) Исследователи обнаружили почти 300 коронавирусов у летучих мышей, но им удалось получить полные или частичные геномы менее чем из дюжины, и ни один из них не был SARS-CoV-2. Вообще чрезвычайно трудно извлечь интактные коронавирусы из образцов летучих мышей и ещё труднее — сохранить их живыми.

Свежим взглядом

С мнением авторов статьи в Nature согласна PhD в области вирусологии и молекулярной биологии Асель Мусабекова.

- Есть два аргумента — один научный и один этический. Когда мы говорим о создании биооружия, мы предполагаем модификацию вируса или выращивание его в определенной среде, чтобы он действительно стал оружием. Когда мы смотрим на последовательность РНК SARS-CoV-2, мы видим, что был или промежуточный хозяин (летучая мышь или другое животное) и потом человек, потому что когда вирус «перепрыгнул» на человека, он был довольно хорошо к нему приспособлен. Или же, если мы говорим об утечке, коронавирус привык к человеческим клеткам. Это происходит, когда вирус берут в природе и выращивают несколько пассажей, в течение нескольких месяцев или даже лет, на клетках гуманизированных животных или на клетках легких, чтобы понять, как он действует на респираторные органы. И некоторые ученые говорят о том, что SARS-CoV-2 уж больно «привыкший». Но если мы говорим о намеренном создании оружия, то обычно предполагается более агрессивная модификация вируса, и это зачастую видно по последовательности РНК. Насколько я понимаю, сейчас этого не видно, - объяснила вирусолог.

Второй аспект — с точки зрения этики — в том, что «даже рассмотрение это версии должно предполагать наличие более достоверных, более четких данных, потому что это очень серьезное обвинение».

- Мы не рассматриваем эту версию, потому что в ином случае мы должны брать на себя огромную ответственность и иметь более существенные данные для этого, - сделала вывод ученый.

Перевод: Далила Мадина