Сатпаев: Снизили налог для бедных - можно повысить для богатых

Снижение налогов, 7-процентная ипотека и бесплатные места для студентов – социальные инициативы, озвученные президентом 5 марта, прокомментировал политолог

Досым Сатпаев
Фото: Facebook
Досым Сатпаев

Ожидаемое выступление Нурсултана Назарбаева на заседании палат парламента оказалось всё-таки очень неожиданным. Президент предложил снизить налог для казахстанцев с низкой зарплатой в десять раз — до 1%, внедрить ипотеку с 7-процентной ставкой и увеличить количество студентов, обучающихся бесплатно, сразу на треть. О президентских инициативах Sputnik Казахстан поговорил с известным политологом Досымом Сатпаевым, который рассказал, как ещё можно пополнить бюджет, кроме увеличения налоговой нагрузки на богатых.

Новые социальные инициативы президента Назарбаева. Почему именно сейчас – так неожиданно, а не в послании народу Казахстана, например?

- Многие инициативы, которые президент озвучивает, он делает определёнными частями, не укладывая в какой-то отдельный документ. Но если речь идет о послании, то оно больше стратегическое, а те инициативы, которые были озвучены сегодня, имеют характер конкретного, тактического уровня. И в первую очередь они направлены на простого казахстанца, потому что и послание, и «Стратегия-2050» с подпрограммой «Стратегия-2025» больше рассчитаны на специалистов – чиновников и экспертов, у которых может быть время и желание прочитать эти документы, написанные тяжёлым языком. А что касается сегодняшних инициатив, в их целевую аудиторию входит большинство казахстанцев, потому что любого они касаются.

"Нам надо было накопить силы и средства, и вот время, кажется, подошло", — сказал президент, предваряя новые инициативы. Как думаете, по каким признакам подошло время?

— Я думаю, это больше был политический ход, чтобы обосновать появление этих социальных инициатив. Мне кажется, причина их появления была другая – скорее всего, наша власть наконец стала понимать, что уже почти 10 лет прошло с момента начала финансового кризиса и за эти годы возникли проблемы у многих простых казахстанцев с точки зрения падения их уровня жизни и сокращения источников дохода. Чтобы "дракон" не вырвался наружу, властям необходимо предпринимать определённые меры, чтобы простые казахстанцы почувствовали о себе заботу.

Конечно же, привлекает внимание снижение налоговой нагрузки до 1% для граждан, зарабатывающих меньше 25 МРП в месяц. То есть это люди с зарплатой меньше 60125 тенге. Как бы вы оценили такую щедрость государства, учитывая, что 9%-ный рост дохода этих людей (10% - 1% — прим.) это всего 5,5 тысячи тенге?

- Как вы правильно заметили, дьявол кроется в деталях. Многие люди вряд ли от этого что-то получат с точки зрения большого бонуса. Потом, многие представители уязвимых слоев населения – это не только пенсионеры, самозанятые и безработные. Это люди, работающие в бюджетной сфере – в образовании и здравоохранении. Мне кажется, что мы постоянно сталкиваемся с очень большой проблемой. В том плане, что все эти бонусы со стороны государства потом съедает инфляция. А если ещё государство будет проводить очередную девальвацию национальной валюты…

- Я посчитал, сколько бюджет недополучит налогов – 11 млрд тенге, притом что все 2 млн упомянутых в выступлении президента человек получали бы зарплату в 25 МРП. Понятно, что цифра совершенно неточная и стремится в сторону уменьшения. Но она показывает по крайней мере, что речь может идти о миллиардах тенге "недополученных" налогов. Следует ли нам ждать логического продолжения – увеличения налоговой нагрузки для богатых, дабы восполнить эту брешь?

— В принципе, да. По логике вещей, если следовать дальше всем заявлениям, было бы логично такой налог ввести. Тем более что о необходимости введения налога на роскошь разговоры идут чуть ли не с начала 2000-х и многие страны мира его уже ввели. В ЕС лидером в этом вопросе является Франция, у которой очень жёсткое налоговое законодательство для богатых людей. Это привело к тому, что многие богатые французы активно стали уезжать в другие страны – если помните Жерара Депардье и его странные перемещения.

Но мне кажется, здесь должна быть и другая инициатива: сокращение расходов на государственный аппарат. Если внимательно проанализировать, сколько денег мы тратим на содержание госаппарата, сколько денег уходит на эти многочисленные премии, бонусы, нецелевые расходы… Я думаю, что мы могли бы сэкономить колоссальную сумму, способную пойти на более полезные вещи. Поэтому мне кажется, что если мы и можем на чём-то сэкономить, то если проведем хороший аудит и найдем очень много возможностей для сокращения расходов как на содержание бюрократического аппарата, так и на его сокращение. И второй источник наших потенциальных доходов – квазигосударственные компании и национальные компании.

Это очень большие "черные ящики", очень много "скелетов в шкафу", в том числе и финансовых. Я думаю, многие квазигосударственные структуры, по сути, изжили себя. И на их содержание мы тратим много денег, а их экономическая эффективность очень сомнительна.

Ипотека по схеме "7-20-25". Разве это не то, чего многие ждали от государства на протяжении долгих лет?

— Для многих казахстанцев даже эти мягкие условия будут казаться сложными. В том-то и проблема — не все могут позволить себе эту ипотеку даже по таким условиям. Мне кажется, сейчас государству необходимо не меньше времени уделять созданию таких экономических условий, при которых уровень жизни основной массы казахстанцев поднимался бы довольно интенсивно, активно и охватывал все возможные социальные слои. Если этого не произойдет, то, возможно, все эти "пряники" никому не будут нужны.

"Национальному банку нужно создать специальную компанию, которая привлечет не менее 1 трлн тенге" – цитата президента об обеспечении новой ипотечной системы. Непонятно, кто понесет риски в случае накопления плохих активов? Или об этом ещё рано говорить?

- Опять же – сейчас пытаются создать очередной "кошелек", где накапливались бы ресурсы для поддержки очередной инициативы государства. Мне кажется, создается механизм, где есть риск злоупотреблений. Необходимо, чтобы подключились экономисты, которые внимательно изучили бы все эти инициативы, ясно увидели бы, есть ли здесь чье-то лобби — может быть, кто-то преследует корпоративные интересы — и четко, понятно объяснили бы гражданам Казахстана, выиграют ли они от этого или нет.

Увеличение грантов для абитуриентов — может ли привести эта мера к среднестатистическому снижению уровня знаний обучающихся бесплатно, либо шаг позитивный и количество когда-нибудь перерастет в качество?

— В принципе, система образования и научная сфера в Казахстане давно нуждается в апгрейде. Что касается самого качества образования – по сути, оно у нас как было на довольно низком уровне, так и остаётся. Да, мы можем увеличить количество студентов на грантах, но нас же интересует, кем они выйдут после завершения учёбы, нужны ли они существующему рынку труда, или тому рынку труда, который будет через 5-10 лет. Я думаю, это ключевой вопрос. Да, мы построим общежития, создадим лучшие условия для студентов. Но то образование, которое сейчас они получают, завтра приведёт к увеличению количества новых безработных, самозанятых, правильно? То есть людей, которые не нужны на рынке труда и в профессиональных нишах. Я думаю, это самая большая проблема, которую надо решать государству в том числе.

Сергей Ким

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9865 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
4 декабря родились
Бейбит Исабаев
руководитель представительства президента в парламенте
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить