Сам себе хозяин

Почему изменилось отношение рынка к фрилансерам и как компаниям работать с ними

Фото: © Depositphotos.com/GaudiLab

Цифровая революция породила так называемую гиг-экономику (сдельная экономика или экономика совместного пользования). Ее часто считают угрозой стабильной занятости, продвигающей низкооплачиваемые и менее привлекательные по сравнению с традиционными рабочие места. В дискуссиях о государственной политике и в статьях СМИ цифровые платформы для разделения труда, такие как Uber, TaskRabbit и Upwork, называют источником потенциальной или реальной эксплуатации, подрывающим существующую уже больше века инфраструктуру занятости и социального обеспечения.

О том, обоснованны ли эти заявления, рассуждает The Boston Consulting Group (BCG) в рамках проекта «Будущее работы», в который входят масштабный глобальный опрос работников при поддержке Research Now и вспомогательные исследования.

Масштабы рынка

Хотя гиг-экономику называют крупным и быстрорастущим глобальным явлением, по некоторым важным меркам она остается относительно небольшой. Исследование показывает, что далеко не все работники, особенно на зрелых рынках, используют платформы разделения труда в качестве основного источника дохода. В США, Германии, Швеции, Великобритании и Испании их доля составляет лишь 1–4%. При этом, согласно отчету ОЭСР от 2016 года, процент таких работников оставался почти неизменным в большинстве стран Европы на протяжении полувека.

Выше доля населения с основным доходом от занятости в сдельной экономике на четырех развивающихся рынках – в Китае, Индии, Индонезии и Бразилии, причем больше всего – 12% – в Поднебесной. Это, несомненно, отражает высокий уровень неформальной занятости в этих странах, но также показывает, что работники развивающихся рынков быстрее адаптировались к платформам разделения труда.

Измерение масштаба гиг-­экономики только по основному источнику дохода, однако, не до конца отражает ее растущее глобальное значение. В ходе опроса еще 3–10% работников в развитых странах и более 30% в некоторых развивающихся сообщили об использовании платформ сдельного труда в качестве вторичного источника дохода.

Кроме того, влияние фрилансеров на состав рабочей силы признают и корпоративные руководители. В опросе, проведенном в 2018 году BCG в партнерстве с инициативой Гарвардской школы бизнеса «Управление будущим трудом» среди 6500 руководителей по всему миру, около 40% респондентов заявили, что доля внештатных сотрудников в их организациях увеличится в ближайшие пять лет. При этом 50% согласились, что корпоративное принятие гиг-платформ будет существенной или очень значимой тенденцией. Эти результаты согласуются с выводами исследований SAP Fieldglass и Oxford Economics в мае 2018 года, согласно которым внедрение этих платформ компаниями почти удвоится за три года.

Портрет фрилансера

Общественный дискурс о том, какие рабочие места доминируют в сдельной экономике, часто фокусируется на рутинной черновой работе по доставке и мобильности, вроде той, что предлагает Uber и Lyft. Однако, как обнаружило исследование BCG, новые фрилансеры работают во всех отраслях, включая B2B, розничные продажи и образование. Требующие низкой квалификации малооплачиваемые внештатные задания составляют только около половины работ, выполняемых через платформы разделения труда. Большая же часть другой половины представлена высококвалифицированной высокооплачиваемой работой, такой как разработка программного обеспечения и дизайн.

Вопреки распространенным предположениям, большинство опрошенных BCG фрилансеров заявили, что они выбирают такую форму занятости не из-за отсутствия лучших вариантов. Для многих она отвечает целям, предпочтениям и потребностям помимо финансовой компенсации. Среди названных преимуществ – большая самостоятельность, гибкость в работе и личной жизни, лучший выбор рабочих проектов. Для женщин, представителей социальных меньшинств и работников развивающихся рынков, у которых раньше были проблемы с трудоустройством, платформы создали или расширили возможности, позволяя работать удаленно.

Фрилансеры обычно находят работу на нескольких типах платформ и через персональные связи, часто вовлечены в несколько проектов одновременно. Когда их попросили обрисовать предпочтительную будущую работу, около 45% пожелали остаться независимыми и по мере необходимости расширять список клиентов для увеличения дохода, и только около 20% выразили желание найти оплачиваемую позицию на полный рабочий день.

Более того, фрилансеры сообщают о более высоком уровне счастья и удовлетворенности своей работой, чем люди, строящие традиционную карьеру, несмотря на то что работают они более 45 или даже 60 часов в неделю и получают чуть более низкую зарплату.

Ответ бизнеса

Корпорации исторически привлекали менее квалифицированных внештатных сотрудников для сокращения затрат и выполнения неосновных процессов, а также заменяли ими временно отсутствующих работников или пополняли штат в периоды пикового спроса. Сегодня же компании все чаще ищут сотрудников со стороны для восполнения дефицитных талантов, редких навыков и опыта.

Но мотивация и стремления участников гиг-экономики отличаются от мотивов традиционных работников и, следовательно, от опыта большинства корпоративных работодателей. Чтобы максимально использовать возможности новых фрилансеров, руководителям необходимо адаптировать свои методы и стратегии управления.

Составьте карту навыков организации. Данные о том, какими компетенциями обладает компания, а каких ей не хватает, позволят руководителям определить, где фрилансеры вписываются в общую картину рабочих процессов. «Нам нужна карта навыков, а также карта совместимости и переносимости навыков. Тем не менее мы, вероятно, даже не имеем резюме всех наших сотрудников», – сказал BCG глава одного европейского банка.

Определите стратегию поиска фрилансеров. Можно подключиться к существующим платформам разделения труда или создать собственную. Philips изобрел решение Philips Talent Pool, которое предоставляет поддержку фрилансерам и проверяет качество их работы.

Не просто нанимайте фрилансеров – интегрируйте их. «Мне пришлось переделать всю плохую работу фрилансера» – типичная жалоба штатных сотрудников. Для того чтобы временные сотрудники показывали высокий уровень вовлеченности в работу, компаниям следует не только четко формулировать их роль и задачи, но и проявлять гибкость в общении с людьми, привыкшими относиться к зарегулированному бизнесу скептически.

Воспользуйтесь преимуществами услуг поддержки гиг-экономики. Инвестиции в сдельную экономику сейчас смещаются от финансирования торговых площадок к развитию смежных технологий, таких как обработка счетов и предоставление страховки для фрилансеров или создание общих онлайн и офлайн рабочих пространств.

Участие в регулятивном диалоге. Ирландия изменила юридическое определение самозанятости, суды США рассматривают иски выступающих за свой статус сотрудников Uber, забастовки фрилансеров заставили правительство Нидерландов создать рабочую группу для изучения явления. Лучший способ для компаний оставаться в курсе развивающегося регулирования – это продолжать диалог с законодателями, владельцами рабочих платформ и лидерами общественного мнения.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
524 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
27 мая родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить