Как тренды глобального трудоустройства внедряются в отечественную IT-индустрию

6257

Работодатели, которые раньше в принципе не рассматривали возможность нанимать сотрудников за пределами временной зоны, отходят от привычных стереотипов

ФОТО: © Андрей Лунин

Пандемия, продолжавшийся не один месяц локдаун и переход на удаленную работу радикально изменили рынок труда. И дело не только в том, что многие из нас успешно адаптировались к работе из дома и предпочитают либо совсем не выходить в офис, либо бывать там лишь иногда – в конце концов, об «удаленке» как тренде заговорили еще несколько лет назад, и события последних двух лет лишь ускорили этот процесс. Новая реальность стирает и географические границы. Работодатели, которые раньше в принципе не рассматривали возможность нанимать сотрудников за пределами временной зоны, в которой находится их компания, или тех, кто не может похвастать наличием дипломов определенных вузов, отходят от привычных стереотипов.

В индустрии IT этот процесс происходит быстрее, чем в какой-либо другой, ведь технологии не знают границ. В стороне от глобальных трендов не остается и Казахстан, отмечает глава представительства DataArt в Центральной Азии Кайнар Марденов. Международная компания, занимающаяся аутсорсингом программного обеспечения, специализирующаяся в области интернет-приложений, технологий интернета вещей, корпоративных баз данных и инструментов автоматизации, летом нынешнего года открыла центр разработки в Алматы. Как считают ее представители, уровень компетенции казахстанских IT-специалистов позволяет им не затеряться на фоне коллег из других стран.

Глобальная «удаленка»

DataArt – сервисная компания, представленная более чем в 10 странах и предоставляющая услуги по разработке для продуктов, которые производят другие компании. В числе заказчиков, с которыми сотрудничает новый для казахстанского рынка игрок, – представители самых разных сфер деятельности, от банков и бирж (в частности, NASDAQ) до FMCG (Unilever) и e-commerce (Ocado).

На рынке DataArt известна как поставщик IT-специалистов, в основном из Восточной Европы, а также из России и некоторых стран бывшего СССР. Казахстан появился на карте ее присутствия не случайно. С одной стороны, объясняет директор по маркетингу Анна Великоиваненко, здесь есть хорошее наследие в виде достаточно сильного технического школьного и университетского образования, определенное культурное и ментальное сходство с государствами, в которых компания давно работает. Казахстанские айтишники неплохо знают английский, что важно, поскольку заказчики DataArt находятся по всему миру. С другой стороны, на местном рынке пока мало сервисных компаний, работающих по аналогичной модели, – гораздо меньше, чем продуктовых или работающих с государством. «Пока мы занимаем относительно небольшой сегмент, практикуя непривычный для здешнего рынка подход к трудоустройству IT-специалистов, который, однако, следует в фарватере мировых трендов», – говорит собеседница. Как она поясняет, на глобальном рынке труда все более отчетливо прослеживается уход от парадигмы работы на одного работодателя. Еще недавно срок работы в одной компании исчислялся в среднем двумя-тремя годами, а кандидаты, менявшие рабочее место чаще, рассматривались как потенциальные «летуны» и не вызывали доверия у руководителей HR-департаментов. Сегодня средний срок работы в одной компании составляет от семи месяцев до года.

Кайнар Марденов - глава представительства DataArt в Центральной Азии
ФОТО: © Андрей Лунин
Кайнар Марденов - глава представительства DataArt в Центральной Азии

Сфера IT в плане свободы выбора работодателя – одна из наиболее демократичных: те же разработчики часто приходят на определенный интересный для них проект, по окончании которого могут переключиться на более интересную разработку в другой компании и даже в другой стране. Развитие индустрии аутсорсинга программного обеспечения вкупе с влиянием пандемии вносит свой вклад в изменение ландшафта рынка труда. На аутсорсинге, как правило, работают сильные специалисты, готовые использовать новые решения, достаточно мобильные, чтобы выполнять заказы вне зависимости от места проживания и адаптироваться к быстро меняющимся запросам заказчиков. На рынке Казахстана IT-аутсорсинг не в новинку, но чаще мы находимся по другую сторону барьера. Известно множество примеров того, как казахстанские компании привлекают украинских, белорусских, российских разработчиков, специалистов международных корпораций, представленных в данных странах, или используют разработанные в них продукты.

В этом смысле, считает Марденов, показательна нашумевшая история подписания меморандума с группой Сбер: «Если мы говорим про единичный продукт, который возникает с нуля, про бизнес, которому потребовалась зрелая IT-услуга, возможно, есть смысл выйти на международные рынки и взять готовых разработчиков, для которых данный проект не будет первым, у которых есть база и опыт. Казахстанский разработчик должен будет придумывать все с нуля, масштабировать. Есть риск того, что нужное решение получится не сразу, к тому же наверняка выйдет дороже. Крупные заказчики обращаются к компаниям, у которых есть опыт, получая таким образом доступ к новым технологиям и ресурсам и экономя собственные средства».

У украинских, российских, белорусских IT-компаний зачастую больше опыта в масштабировании IT-решений в сравнении с казахстанскими коллегами, полагают собеседники, ведь уровень развития индустрии определяется и численностью населения страны, и тем, насколько близко к рынкам, задающим тренды в отрасли, она находится. Но это вовсе не значит, что квалификации отечественных специалистов недостаточно, чтобы работать с крупными зарубежными заказчиками. Аутсорсинговые компании видят свою задачу как раз в том, чтобы приобщить местных разработчиков к масштабным международным проектам, давая им возможность работать и зарабатывать, находясь в своей стране.

«Тот факт, что мы зашли во время карантина, отчасти создал сложности. Вузы, сотрудничество с которыми мы планировали начать оперативно, были закрыты, люди опасались менять работу. В плюс же сыграло то, что мы давно освоились с дистанционной работой и не так сильно, как многие коллеги, зависим от ограничений, накладываемых карантином», – говорит Марденов.

На других посмотреть и себя показать

Рассуждая о состоянии рынка труда Казахстана в сфере IT, он отмечает, что у нас достаточно много сильных программистов, но ведущие специалисты, как правило, работают на крупных локальных заказчиков – банки, телекоммуникационные или нефтяные компании, и, соответственно, ориентированы на работу в конкретных индустриях. Специфика подхода DataArt как сервисной компании заключается в том, чтобы казахстанские разработчики могли работать в распределенных ­командах, обслуживающих тот или иной проект, совместно с коллегами из других стран. При этом, оставаясь в своей компании, разработчик может попробовать свои силы в проектах заказчиков, специализирующихся на самых разных сферах деятельности, поработать с различными технологиями, получить разноплановый опыт, а также на время переключиться с выполнения заказов на обучение.

До конца следующего года компания планирует довести число сотрудников центра разработки в Алматы до 300 человек, включая специалистов в области Java-разработки, JavaScript-разработки, Python,.NET, искусственного интеллекта, машинного обучения, более узких направлений. Изначально костяк команды был сфокусирован на Алматы, но вскоре после запуска возник запрос на открытие офиса в Нур-Султане, где базируются госкомпании, головные офисы крупных корпораций. В планах выход в другие города страны. Не исключено, в частности, что в их число попадут Караганда, с хорошо развитой индустрией IT и Терриконовой долиной, а также западный регион, где сосредоточены крупные нефтяные компании. На первых порах DataArt планирует развиваться в Казахстане как работодатель и делать упор на создание команды разработки, но, в принципе, не против сотрудничества с крупным бизнесом в плане создания каких-то технических решений, добавляет директор по персоналу Катерина Банникова.

Географическое положение страны, считают в DataArt, позволяет планировать более активную экспансию в Азиатский регион в целом и в перспективе выходить на заказчиков в Сингапуре, Малайзии, Вьетнаме и т. д.

«Мы против того, чтобы переманивать большое количество сотрудников, работающих у вендоров, поэтому наряду с формированием костяка из специалистов высокого уровня заинтересованы в подготовке молодых талантов, в работе с вузами. Сотрудничество с ними мы начнем уже в этом году, есть договоренности с Казахстанско-Британским техническим университетом, Университетом Сулеймана Демиреля. Будем вовлекать студентов в свои олимпиады, хакатоны, встраивать в нашу инфраструктуру обучения новым языкам программирования и рыночным подходам, принимать на стажировку старшекурсников, помогать им ориентироваться на запросы рынка и в чем-то даже упреждать их», – обещает Марденов.

По словам представителей DataArt, на сегодняшний день самые востребованные среди крупных заказчиков специальности связаны с искусственным интеллектом, машинным обучением, Java-разработкой, .NET-разработкой, а также более специфичными нишевыми продуктами. В какой мере отечественная система подготовки кадров для IT-отрасли готова соответствовать этим запросам? Ведущие вузы, выпускники которых не испытывают недостатка в предложениях о работе, стараются ориентироваться на потребности рынка, в соответствии с ними открываются новые специализации, обучение «заточено» под конкретные сектора и проекты. Студенты таких университетов, полагают в DataArt, ни в чем не уступают ровесникам из престижных учебных заведений СНГ. Вместе с тем многие вузы, в том числе считавшиеся лидерами еще 10 лет назад, отстали от запросов рынка. Это не означает, что они не смогут преодолеть отставание, но потребуется время, чтобы добиться результата.

«В отличие от той же Украины, где и численность населения выше, и работа в IT считается более престижной, где достаточно много профессиональных сообществ, наши ребята более закрыты, обстоятельны, не так сильны в самопрезентации. Поэтому самую высокую конверсию в подборе кадров нам дает «сарафанное радио». С одной стороны, сегодня гораздо меньше препятствий, которые делали невозможным наем ­команды разработки в Казахстане. С другой – к такой модели работы готовы не все. Но то, что до отечественной IT-индустрии доходят тренды глобального трудоустройства, – это факт», – убежден Марденов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить