Великое переселение средств из госбюджета в частные карманы

16371

Государство кардинально меняет миграционную политику, делая приоритетом переселение людей из южных регионов в северные - что противоречит ранее объявленным принципам рационального расселения и создания агломераций. Однако ждать изменения облика страны вряд ли стоит. Похоже, всё закончится очередным «освоением» средств

Фото: azh.kz

А мы уйдем на север

В информационном пространстве сейчас бурно обсуждается предстоящее «великое переселение» казахстанцев. Министерство социального развития и здравоохранения подготовило законопроект, стимулирующий переезд граждан из густонаселенных южных регионов в северные области, население которых сокращается. Эти меры нужны, чтобы не допустить дисбаланса, поскольку к 2050, по прогнозам, население юга может вырасти на 5 млн человек, а севера – сократиться на 1 млн.

Речь не идет о каком-либо принуждении к переезду - лишь о его стимулировании. А главное, для переселенцев должны быть рабочие места.

«Мы предлагаем нашим гражданам только тот населенный пункт, где имеется работодатель, для которого нужен работник по конкретной вакансии», - пояснила глава Минздравсоцразвития Тамара Дуйсенова.

На самом деле никакой сенсации министр не было озвучила. Законопроект о миграции, стимулирующий переезд граждан из трудоизбыточных южных регионов на север страны, планировалось внести еще в конце прошлого года. Среди мер поддержки – выплата «подъемных», предоставление жилья, помощь с трудоустройством, переобучение и получение квалификации.

Фактически переселение граждан из южных областей уже осуществляется – в рамках программы «Дорожная карта занятости 2020». И все перечисленные меры поддержки им как раз предоставляются – и жилье, и расходы на переезд и обустройство, и работа. 

Кроме того, с прошлого года начала действовать программа «Серпин-2050», по которой выдаются образовательные гранты для обучения молодежи из южных регионов в северных областях. Студентам оплачивается не только учеба, но и расходы на проживание, проезд, а также обеспечивается последующее трудоустройство. В прошлом году было выдано 2 тыс. грантов, а в этом году, как заявил министр образования и науки Аслан Саринжипов, их число вырастет до 5 тыс.

Таким образом, переселение с севера на юг уже началось. Но вот будет ли оно «великим»? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть не только на экономическую обоснованность новой миграционной политики, но и на прежний опыт.

Вернуться в поля

Казахстанская миграционная политика прошла уже несколько этапов своего развития. В 1990-х годах она фактически отсутствовала. Люди ехали и расселялись совершенно стихийно. Именно тогда и были заложены многие структурные перекосы. Начиная с 2000-х, государство стало пытаться не только формулировать осмысленные  меры в этой сфере, но и выделять средства на их реализацию.

В программе миграционной политики, разработанной на 2001-2010, ставилась цель снизить отток населения из сел в города, создать стимулы, чтобы привлекать людей в малые города и села. Иными словами, предлагалось вернуться к принципу равномерного расселения и развития регионов, который успешно действовал в советское время.

Однако эти намерения во многом остались на бумаге, и внутренняя миграция шла без оглядки на госпрограммы. Народ перебирался из сел и моногородов в  областные центры и две столицы. Столь же хаотично шел и процесс иммиграции.

С 2009 вступила в действие программа «Нурлы кош» для содействия расселению оралманов, а также жителей неблагополучных районов. Для этого были определены приоритетные зоны – так называемые города-лидеры и опорные города, приграничные районы, перспективные села. При этом наибольший поток переселенцев предполагалось направить в южные, северные и центральные регионы.

Однако на деле вся программа свелась, как обычно, к освоению средств на строительство жилья для переселенцев. Никакого системного влияния на миграционные процессы она не оказала. Народ ехал туда, куда считал нужным, в том числе на нефтяной запад. Символом отсутствия реальной государственной миграционной политики стал Жанаозен, население которого за несколько лет удвоилось. В итоге город, в котором есть сразу несколько мощных предприятий, все равно оказался не способен обеспечить всех работой. Что примечательно, даже беспорядки в декабре 2011 никак не отразились на миграционной политике. С того времени население города выросло еще на 22 тыс. человек.

Всех загнать в агломерации

Четыре года назад начался кардинально новый этап в миграционной политике. Вместо равномерного расселения – агломерации, вместо равномерного экономического развития – концентрация на точках роста и окончательный вынос активности из депрессивных районов. В 2011 утвердили Прогнозную схему территориально-пространственного развития страны до 2020, в которой закреплена цель «обеспечения поляризованного развития страны».

Программа развития регионов, принятая в прошлом году, направлена на то, чтобы «стимулировать концентрацию населения и капитала в центрах экономического роста». В этой программе ставится задача, чтобы численность населения четырех агломераций – Астанинской, Алматинской, Шымкентской и Актюбинской – превысила 6 млн человек, то есть треть всего населения страны.

Под новую политику подвели экономическую базу – опережающее развитие возможно лишь при концентрации населения, а депрессивные населенные пункты дешевле закрыть, чем восстановить. Правда, становится всё более очевидным, что идея агломераций, которые помогут конкурировать на глобальном рынке, достаточно утопична. Ведь то, что мы называем агломерациями, в глобальных масштабах таковым давно не является. Самая большая - Алматинская агломерация не дотягивает и до 3 млн человек, а самая маленькая - Актюбинская - едва превышает 0,5 млн. В соседнем Китае такой величины достигают райцентры.

Кроме того, рост отечественных агломераций становится неконтролируемым, и он происходит отнюдь не за счет притока высококвалифицированных кадров, способных обеспечить технологический прорыв.

Повторение пройденного

Объявленное переселение с юга на север – это, по сути, опять новый этап в миграционной политике. Ведь в его основе лежит необходимость равномерного распределения населения по территории республики. Мы вернулись к тому, с чего и начинали.

Хотя это прямо противоречит действующей Программе развития регионов, которую вообще-то никто еще не отменял. Ведь, по логике, народ нужно стимулировать к переселению не в северные регионы, которые признаны не самыми перспективными, а в четыре агломерации – Астану, Алматы, Шымкент и Актобе.

О чем это говорит? О том, что жизнеспособной и продуманной миграционной политики у нас так и не выработано. Она диктуется исключительно конъюнктурными и сиюминутными политическими и экономическими соображениями. А посему с завидным постоянством терпит фиаско. 

Так что и нынешнее переселение «юг-север» вряд ли окажется серьезным крупномасштабным явлением. Ведь экономической основой оно не подкреплено. Да, можно вбухать бюджетные средства в подъемные и жилье, но от этого не появится экономическая активность как главное условия привлечения рабочих рук.

В правительстве говорят о реализации неких инфраструктурных и индустриальных проектов на севере страны. Однако никакого промышленного бума, требующего десятки тысяч рабочих рук, там не предвидится.

Если взглянуть на схожие с нами по площади и населению страны - например, Австралию и Канаду, - то увидим, что там подавляющее большинство людей проживает на небольшой территории. Неравномерное расселение никого не смущает, никто не отправляет людей в места с худшим климатом. Так же, как никто не загоняет их в искусственные агломерации.

Перекочевка бюджета

Современная миграционная политика в Казахстане – это невообразимая смесь взаимоисключающих  действий. И переселение с юга на север является еще одним ингредиентом, дополняющим этот сумбур. Мы одновременно строим одни города и ликвидируем другие, поддерживаем и агломерации, и равномерное расселение, стимулируем концентрацию в точках роста и подталкиваем ехать в малоперспективные регионы. Понятно, что никаких результатов достичь в таких условиях невозможно, и миграционные процессы продолжают быть неуправляемыми.

Вместе с тем, какой бы хаотичной не была миграционная политика, у нее есть один стержень, объединяющий все разношерстные программы – распределение бюджетных средств. И под моногорода, и под агломерации, и под переселение выделяются солидные суммы. Строительство и приобретение жилья сопровождается регулярными скандалами – то дома для переселенцев построят в голой степи, без коммуникаций, то сельское жилье с недоделками возводят по столичным ценам. И это притом, что ставшие достоянием общественности факты – лишь верхушка айсберга. Об истинном масштабе злоупотреблений при реализации постоянно меняющихся и распыленных по разным госпрограммам миграционных мероприятий остается только догадываться.

Состоится ли великое переселение с юга на север, еще неизвестно, но вот то, что ведется великое переселение средств из государственного бюджета в частный, уже понятно. Тратить деньги на миграционную политику, не имея четких долгосрочных приоритетов хотя бы на десять лет вперед, - это бессмысленное их прожигание. Впрочем, для кого-то оно вполне осмысленное. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить