Целый вагон новшеств

21737

Правильные шаги на рынке подвижного парка позволили повысить конкурентоспособность АО «НК «ҚТЖ»

ФОТО: архив пресс-службы

Что нам приходит на ум при упоминании железных дорог? Правильно, рельсы, шпалы и вагоны. Без последних невозможно сформировать поездные составы, доставляющие пассажиров и грузы до мест назначения. Поэтому вполне логично, что на казахстанской железной дороге большое внимание уделяется вагонному парку. Сейчас стратегический парк в надежных руках. В феврале прошлого года руководство АО «НК «ҚТЖ» приняло решение о передаче АО «Қазтеміртранс» функций оператора грузовых вагонов.

Реверанс в сторону клиента

Из 50 тысяч вагонов компании порядка 30 тысяч ранее находились в аренде. Теперь АО «Қазтеміртранс» (КТТ) самостоятельно оперирует данным парком подвижного состава, среди них основную часть составляют полувагоны, крытые, универсальные платформы и прочие вагоны. В аренде остался только прочий специализированный подвижной состав.

На момент передачи вагонов ситуация на этом рынке складывалась непросто. Преимущества были у частных операторов в виде более нового подвижного состава, легкости и гибкости в принятии решений. Поэтому КТТ в качестве первоочередной поставил задачу - повысить конкурентоспособность.

По итогам 2019 года КТТ удалось увеличить свою долю на рынке КЗХ на 2%, повысить доходность вагонного парка от самостоятельного оперирования в среднем на 20%, снизить коэффициент порожнего пробега и при этом оптимизировать накладные расходы. Это стало возможным благодаря системному подходу и принятой стратегии клиентоориентированности.

ФОТО: архив пресс-службы

- Клиенты – наши работодатели, и мы должны работать на них и их потребности, - считает генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов. - В первую очередь были проведены организационные изменения в КТТ, в части структуры компании. Усилен основной коммерческий блок, а также блоки логистики и маркетинга. Оптимизированы внутренние бизнес-процессы, внедрены новые регламенты, направленные на создание условий для работы фронт-офиса. Как результат, заключено более 3000 договоров на предоставление услуг оператора вагонов и транспортной экспедиции. Также заключены долгосрочные сервисные контракты с грузовладельцами.

Цифровой вагон бежит, качается

Стратегия клиентоориентированности потребовала от КТТ непрерывного улучшения сервиса, а также оптимизации, цифровизации бизнес-процессов.

Закупленная ранее IT-система «СТЖ-комплекс» (СТЖ) была доработана и интегрирована с IT-системой АО «НК «ҚТЖ» «АСУ ДКР». Это позволило обеспечить удобство и скорость для клиентов, а также сократить риск человеческого фактора, значительно ускорить и облегчить работу менеджеров КТТ.

К примеру, сформированные проплатные телеграмм в СТЖ позволяют автоматически направлять их в АСУ ДКР и далее - в товарные кассы АО "Грузовые перевозки" (ГП). Это позволяет в считаные минуты получить разрешение на оформление перевозки грузоотправителю, без ожидания.

- Теперь стало возможным проводить автоматический расчет тарифа оператора в АСУ ДКР, получать декадные заявки на подачу вагона (ГУ-11) в автоматическом режиме из АСУ ДКР в СТЖ-Комплекс, что позволяет планировать подачу вагонов грузоотправителям. Клиенту нет необходимости дублировать заявку отдельно в КТТ. Также, в случае отсутствия телеграммы из СТЖ-Комплекс, стало возможным автоматическое списание с лицевого счета денежных средств на основании действующего прейскуранта, - разъясняет генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов.

Автоматизировано и подтверждение поступления оплаты от клиентов, через синхронизацию банк-клиента и СТЖ-Комплекс в режиме онлайн. Это позволяет автоматически направлять телеграмму на оформление вагонов напрямую в товарные кассы ГП. Также в системе АСУ ДКР расставлены «Логические контроли», исключающие вероятность отправки вагона без взыскания тарифа оператора, т.е. услуг КТТ.

Наряду с этим запущен «Электронный планнер» – постановщик задач в режиме «онлайн», благодаря чему даже в командировках можно с помощью мобильного устройства контролировать ход исполнения поручений и динамику продуктивности сотрудников. Внедрили в КТТ и электронный архив. Теперь все необходимые документы доступны в режиме «онлайн».

Отслеживание основных производственных показателей визуализируется в системе Power BI. Это, в первую очередь, автоматизированный контроль коммерческой доходности вагонов в сутки (в промежутке от погрузки до следующей фактической погрузки), исполнение плана ежедневного дохода от оперирования (план / факт), контроль расходов на порожный пробег (в% и в тг.), динамика отцепок и выпуска вагонов из ремонта, контроль непроизводительных простоев вагонов более 2-х суток, и многое другое.

Ремонт вагонов - на сервисное обслуживание

Кроме того, разработана и утверждена СД КТТ тарифная политика, направленная на повышение прозрачности, конкурентоспособности и оперативности тарифных решений, основанная на обеспечении эффективности за счет оптимизации порожних пробегов и повышения доли КТТ на рынке. Тарифные решения принимаются специальной комиссией, в состав которой входят эксперты материнской компании АО «НК «КТЖ».

- К примеру, есть заложенная условная доходность в сутки, и невозможно ее просто поднять за счет повышения цен на услуги, потому что рынок у нас конкурентный и платит только тот, кто может платить. Поэтому единственный вариант повысить доходность – это применение эффективных логистических схем (минимизация порожнего пробега, исключение встречных пробегов). Таким образом, по итогам 2019 года, чистый дополнительный эффект от перехода из аренды в оперирование составил порядка 10,4 млрд.тенге, - делится генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов. - Так как КТТ сейчас сосредоточен на оказании услуг по оперированию вагонами и работе с клиентами, грузоотправителями, грузовладельцами, экспедиторами и так далее. Ремонт вагонов становится для нас непрофильной деятельностью.

С этого года ремонт вагонов передан в сервисное обслуживание подвижного состава, которая позволила КТТ исключить ряд непрофильных функций, оптимизировать штат и минимизировать риск роста нерабочего парка (НРП), путем кардинального изменения подхода к организации ремонта вагонов.

Суть сервисного обслуживания заключается в том, что КТТ теперь платит за техническое содержание вагонов в виде суточной ставки только за рабочий день рабочего вагона. Таким образом сервисная компания (СК) заинтересована в оперативном ремонте и в качестве, чтобы обеспечить непрерывную «боевую готовность» вагонов заказчика. По итогам торгов и за счет передачи штата вагонников в СК мы обеспечили экономический эффект порядка 10 млрд тг. в пятилетнем периоде.

Кроме того, данный подход исключил необходимость КТТ проводить закуп, хранение и логистику запчастей, что всегда было подвержено возникновению риска коррупционной составляющей и хищений.

Вагоны в надежных руках

В этом году КТТ планирует запуск еще целого ряда новшеств. В том числе внедрение систем ВРМ (дальнейшая оптимизация и автоматизация отдельных бизнес-процессов) и интегрированного планирования. Также запланирован переход на электронное внутристанционное оформление адресной подачи вагонов под погрузку клиентам согласно очередности и запуск личного кабинета для клиентов на сайте АО «Қазтеміртранс».

- Зарегистрировавшись на нашем сайте и получив доступ к личному кабинету, клиент сможет воспользоваться электронным калькулятором для расчета ставки тарифа оператора, а также оформить заявку на заключение договора, расчет сложного логистического или мультимодального маршрута. Личный кабинет позволит следить за дислокацией вагонов в пути следования, операционным балансом своего лицевого счета в КТТ. В перспективе возможно, с помощью ЭЦП мы будем сразу обмениваться оригиналами и подписями, обещает генеральный директор АО «Қазтемiртранс» Даурен Бимов.

Также на ближайшее время, запланирована реализация проекта «КТТ – единый оператор». Согласно концепции, на сегодняшний день, КТТ уже является единым оператором МПС вагонов на территории РК, что позволила нам взять под контроль работу конкурентного парка, регулировать их курсирование и ценовую политику на рынке операторских услуг.

Далее в проработке вопрос организации единого центра оказания услуг на стыковых приграничных станциях Достык и Алтынколь.

На сегодняшний день, в период резкого спада рынка и серьезного профицита вагонов, КТТ, на основе заключенных сервисных контрактов с клиентами, гарантировано обеспечил объемами 60% своего парка вагонов с зафиксированными на год тарифами. Взамен клиенты получат гарантированное первостепенное обеспечение вагонами в период дефицита, стабильность и высокий сервис. Оставшиеся 40% парка вагонов будут направлены на облуживание разовых клиентов.

Налаженные партнерские взаимоотношения с крупными операторами СНГ позволят КТТ сохранить лидирующие позиции крупнейшего оператора на рынке РК и обеспечивать потребности клиентов в грузовых вагонах по самым оптимальным тарифам и на базе высокого сервиса.

Сая Загипова, Нур-Султан

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить