Рынок труда в РК диктует соискатель
Неоднозначная ситуация сложилась на рынке Казахстана: компании часто не могут найти классных специалистов, а те – достойную компанию. Как решить эту проблему, обсуждали HR-специалисты в ходе презентации проекта «Снова HR+PR, или как стать привлекательным работодателем?!», состоявшейся в Алматы вечером в среду, 27 марта
Своим видением ситуации на казахстанском рынке труда поделилась директор международной рекрутинговой компании «Форсаж» Елена Грищук. По ее мнению, рынок труда сегодня диктует соискатель.
- На сегодняшний день спрос на высококвалифицированных людей выше, чем может предложить рынок, поэтому сюда приезжают многие экспаты из Европы, России,Украины, Белоруссии, - сказала она в ходе презентации, отметив, что классные профи востребованы сейчас не только в Алматы, но и в Астане. Нередки даже случаи, когда компании целыми офисами переезжают из Алматы в регионы, где дефицит специалистов. Не найдя нужные кадры на рынке труда, многие компании начинают активно сотрудничать с вузами, отбирая студентов, из которых затем выращивают для себя будущих сотрудников.
Вместе с тем на казахстанском рынке труда много квалифицированных специалистов с высшим образованием и опытом, которые не могут найти работу.
- Мы сейчас пытаемся разобраться, что является причиной такого дисбаланса, - поделилась Елена Грищук. - Речь идет об истинном уровне квалификации специалистов, которые нужны сегодня компаниям. Многие люди говорят о том, что у них есть опыт, хорошее образование, но их уровень компетенции порой является недостаточным для работодателя.
Жажда – ничто, имидж – всё!
Большую роль при трудоустройстве играет репутация компании, качество ее бренда на рынке.
- Мы сталкиваемся с такой проблемой, что как рекрутеры не можем привести в компанию людей, которые находятся в свободном доступе, и вынуждены искать нужных кандидатов по конкурентам. Но бывает так, что они, узнавая имя компании, отказываются в нее идти, - рассказала Елена Грищук. - По разным причинам - из-за низкой зарплаты, текучести кадров или чего-то еще. Тяжело работать с компанией, у которой уже сформировался негативный имидж: привлечь в нее хороших специалистов очень трудно.
По ее словам, на рынке труда существуют так называемый «черный список» компаний, имеющих негативный имидж работодателя, - то есть места, куда не стоит устраиваться. В основном такая репутация компании формируется из мнений людей, работавших в ней ранее. Причем в этот список зачастую попадают и приличные организации, где нет текучести персонала, где позитивная корпоративная атмосфера. Как отметила Грищук, задача HR-службы как раз и заключается в том, чтобы исправить ситуацию и улучшить репутацию компании.
- Нужно четко отслеживать, какая репутация у компании на рынке, что о ней говорят уволенные сотрудники, с каким осадком они оттуда уходят, - отметила специалист. – Ведь компании об этом практически не задумываются.
Очень важно умение полюбовно расстаться с сотрудником, который в чем-то не удовлетворяет работодателя, чтобы он после увольнения оставил о компании позитивное или хотя бы нейтральное воспоминание.
- От того, как руководитель построит беседу с сотрудником, как он сформулирует причину увольнения и найдет в себе силы это донести до человека, зависит, с какой информацией о компании человек придет на рынок труда. Опытные и мудрые руководители умеют это грамотно донести до человека – на уровне не эмоций, а четкой логики, чтобы человек не оставил в душе обиды, - пояснила специалист.
Важным фактором, влияющим на репутацию компании, является и ее умение построить работу с рекрутинговыми агентствами. Не всегда работодатели ведут себя корректно, нередко выдвигают требования, которые сложно выполнить, в результате чего агентства не могут найти для них нужного человека. У рекрутеров формируется мнение, что компания сама не знает, чего хочет, какие люди ей нужны, и таким образом на рынке формируется негативная информация о ней.
Как удержать ценного сотрудника
- Следующий аспект связан с двумя важными факторами, которые играют большую роль в развитии HR-бренда компании: насколько грамотно строится работа по введению сотрудника в должность и его адаптацию на новом месте, а также поддержание желания людей работать в этой компании с помощью различных мотиваций. Что делается для того, чтобы из компании было сложно увести сотрудника, - поделилась Грищук.
Многие международные компании уже наработали технологии привлечения и удержания сотрудников, а вот казахстанским работодателям это еще предстоит.
- Это важный вызов, который стоит перед казахстанским бизнесом, - подчеркнула рекрутер.
По ее мнению, самыми важными для соискателей являются такие мотивации, как хорошая зарплата, возможность обучения и продвижение по карьерной лестнице.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram