Разрыв контрактов на недропользование: как инвесторам не дали второй шанс

21969

Хотя законность должна быть единственным ориентиром в Жаңа Қазақстан

ФОТО: © Depositphotos/leporiniumberto

2022 год был насыщен политическими событиями в нашей стране. Говорилось о демонополизации экономики, о том, что некоторые лица аккумулировали большое количество активов, а также, что практику «друзьям все, остальным – по закону» следует прекращать.

На этой волне президент дал указания правительству среди прочего провести ревизию выданных контрактов на недропользование. Ревизия эта прошла, и ответственные за недра министерства начали расторгать многочисленные контракты на недропользование и отзывать лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. Между тем, как показывает практика, при исполнении поручений высших должностных лиц не удалось избежать перегибов.

Снова увлекаемся показателями

При оспаривании решений Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР) о расторжении контрактов на недропользование или отзыве лицензий на разведку-добычу полезных ископаемых мы обнаружили общий тренд. Расторжению контракта или отзыву лицензии должна предшествовать процедура предупреждения недропользователя о нарушениях. Иными словами, контракт нельзя просто расторгнуть, а лицензию отозвать. МИИР об этом должен предупредить недропользователя и предоставить срок на устранение нарушений.

Между тем уже имеются случаи, когда недропользователь надлежащим образом не извещается. О расторжении контракта или отзыве лицензии недропользователь может узнать совершенно случайно или теми способами, которые не предусмотрены контрактом или законом.

В результате недропользователи могут быть лишены возможности устранить нарушения. В суде министерство ссылается на поручение президента, и суды достаточно часто принимают позицию министерства. Это происходит вопреки принятию в Казахстане нового Административного процедурно-процессуального кодекса и созданию административных судов, которые призваны обеспечивать защиту интересов частных лиц в спорах с государством.

Полагаем, что подобная волна расторжений контрактов на недропользование должна проводиться более аккуратно. Не следует забывать, что резкие действия министерств могут сгенерировать очередное дело Стати против правительства Казахстана. Инвестор вправе рассчитывать на стабильный инвестиционный климат и регулирование. Даже если сейчас недропользователь захочет исполнить обязательства, он просто не сможет этого сделать быстро в силу логистических и технических ограничений. Модернизация горно-обогатительной фабрики, например, может занять месяцы.

Очевидно, что недропользователи бывают разные: есть те, кто обязательства исполняет, есть те, кто исполняет не все, а есть третьи, которые совершенно ничего не начинали и не потратили ни одного тенге для выполнения рабочих программ. К каждой категории недропользователей следует применять дифференцированный подход и не увлекаться показателями. Следует обращать внимание на причины, по которым недропользователь не исполнил обязательства. К примеру, следует учитывать влияние пандемии Covid, поскольку она признана общеизвестным обстоятельством, и не все недропользователи могли продолжать добывать сырье в силу невозможности его экспортировать.

В связи с чем, возможно, более сбалансированным было бы предоставление недропользователям, не исполняющим свои обязательства, возможности «передоговориться», дать второй шанс, предоставить небольшие сроки для устранения нарушений и только потом расторгать контракт или отзывать лицензию.

Регулирование должно быть равным и справедливым

Отдельного внимания заслуживает обеспечение равного регулирования недропользователей со стороны компетентных министерств. К примеру, если с одним расторгают контракты или отзывают лицензии, другим могут предоставляться необоснованные привилегии и преимущества. Например, выдача лицензий на недропользование на приоритетной основе по проектам «индустриально-инновационной деятельности» вызывает вопросы. Вполне закономерно появляется соблазн получить участок недр под мнимый проект или проект, не имеющий ничего общего с реальным индустриально-инновационным развитием обрабатывающего сектора страны.

Увы, далеко не все недропользователи, получившие лицензии через этот порядок, имеют в действительности инновационный проект. Проверка таких проектов позволит выявить, что немало лицензий могло быть выдано необоснованно (например, производство обычного концентрата при обогащении руды может выдаваться за производство металла или изделий из него). Это, несомненно, дискредитирует как недропользование, так и индустриализацию.

В рамках ревизии контрактов на недропользование, если проявлять ко всем равный подход, следует присмотреться к тем, кто получил лицензии через такой приоритетный порядок.

Дайте равный доступ к недрам

Несмотря на конкретные поручения президента по исключению «кулуарных обсуждений», вопрос о предоставлении равного и прозрачного доступа к недрам также стоит остро. До настоящего времени существует большое количество блоков, которые не включены в Программу управления государственным фондом недр (ПУГФН). Включение территории в ПУГФН позволяет любым желающим на конкурентной и открытой основе претендовать на получение лицензии как по принципу «первой заявки», так и путем участия в аукционах. Аукционы в свою очередь позволяют обеспечить честную конкуренцию и увеличить поступления в бюджет.

Между тем, вопреки поручению президента, решение о включении блоков в ПУГФН нередко подвергалось волоките. Тем временем государство и в конечном счете казахстанское общество упускают возможности сделать рынок более прозрачным, «чистые» инвестиции в сектор не идут или идут мало в силу высоких юридических рисков происхождения активов, соответственно, не создаются рабочие места и народ недополучает выгоду от недр.

Выводы

Уже десять месяцев, как существует Жаңа Қазақстан. Если мы хотим, чтобы он не превратился со временем в старый или чтобы с каждой сменой власти не наступал очередной Жаңа Қазақстан, только законность может быть главным ориентиром.

Недропользование — это такой же вид предпринимательства, как и любой другой. Без инвестиций и гарантий недра – всего лишь подземное пространство. Инвестор не будет инвестировать или покупать актив, если есть риск «ревизии» контрактов после каждой смены власти. Поэтому инициативы президента следует реализовывать сбалансированно и без перегибов.

Полагаем, что для начала следует создать условия для открытого диалога с недропользователями, озвучить новую политику и предоставить время для реализации новых инициатив. Мы уверены, что большинство недропользователей поддерживает инициативы президента, но нужно время для адаптации к новому регулированию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить