Половина эффективности

Казахстан набрал 57 баллов из 100 в очередном индексе эффективности управления природными ресурсами

«Индекс управления ресурсами» ежегодно составляется американским специализированным исследовательским институтом Revenue watch. Он оценивает эффективность, прозрачность и подотчетность в управлении полезными ископаемыми, нефтяными и газовыми ресурсами, а также способность государств и госкомпаний использовать находящиеся у них в управлении ресурсы на благо общества.

В 2013 году на долю 58 исследованных стран пришлось 85 % мировой добычи углеводородов, 80 % меди и 90 % алмазов. Однако, подчеркивают исследователи, граждане большинства из них не могут в полной мере воспользоваться прибылью от рынка природных ресурсов, оцениваемого в триллионы долларов.

Главные добытчики

Список открывает Норвегия с 98 баллами из 100, следом идут США (92 балла) и Великобритания (88 баллов). Наихудшими странами рейтинга оказались Бирма и Туркмения, набравшие только 4 и 5 баллов соответственно. Казахстан, заняв 19-ю позицию, обогнал Россию, Азербайджан, Китай и многих других, но уступил таким не слишком развитым государствам, как Гана, Либерия, Замбия и Восточный Тимор. В целом Казахстан находится с этими странами в одной группе со «слабой эффективностью управления природными ресурсами». Удовлетворительную оценку получили первые 11 участников рейтинга, среди которых есть и латиноамериканские представители с развивающейся экономикой.

По мнению исследователей, результаты рейтинга демонстрируют, что подавляющему большинству из числа оцениваемых стран не удалось показать соответствие удовлетворительным стандартным показателям в вопросах управления природными ресурсами. В большинстве сырьевых государств непрозрачность, коррупция и слабая процессуальная база приводят к тому, что богатство ресурсов не увеличивает (а иногда и ухудшает) благосостояние основной массы населения.

Казахстанская нефть – бизнес не для всех

В этом году число исследуемых стран значительно увеличилось, поэтому ретроградный анализ позиций Казахстана сделать довольно трудно. Однако большинство компонентов не изменилось, и показатели говорят о том, что в республике постепенно, хоть и очень медленно, растет эффективность. В этом году их было четыре: институциональные и правовые условия, практика отчетности, защитные меры и контроль качества, а также наличие способствующих условий, то есть показатели эффективности правительства и развития демократии.

По показателям институциональных и правовых условий Казахстан получил 62 балла – в основном за наличие Нацфонда и поддержку Инициативы прозрачности добывающих отраслей (EITI). При этом практика отчетности вытянула всего 58 баллов (преимущественно за публикацию сводной информации об объемах производства и доходах добывающей промышленности, которая, как отмечают авторы, однако, недостаточно детализирована). «Граждане Казахстана не располагают правовыми средствами для требования информации об индустрии, что является предварительным условием для эффективного государственного надзора», – говорится в докладе института.

По категории защитных мер и контроля качества результат значительно лучше – 76 баллов. Однако исследователи подчеркнули, что Казахстан не раскрывает данные аудитов своих фондов природных ресурсов. Несмотря на то что страна публикует данные по активам своих фондов, в ней отсутствуют механизмы контроля исполнительной власти в плане использования этих сбережений. «Без законодательного надзора, обязательных правил вывода средств и контроля конфликтов интересов эти фонды могут открыть возможности для коррупции», – предупреждают авторы.

По наличию способствующих условий (под которыми понимаются условия ведения бизнеса, в том числе равенство перед законом, коррупция и так далее – всего 30 критериев) показатель Казахстана составил только 32 балла. Это говорит о наличии в стране выраженных проблем в секторе условий ведения бизнеса и умеренных проблем во всех остальных разделах оценки. В рейтинге эффективности госкомпаний, специализирующихся на управлении природными ресурсами, «Казмунайгаз» занял 7-е место. К слову, «Роснефть» расположилась значительно выше – формально на 5-м, а реально – делит 3-е место.

Засекречивание – заговор?

Эксперты Revenue Watch Institute говорят, что лишь борьба с коррупцией, усиление равенства перед законом и укрепление демократических институтов могут изменить ситуацию. «Раскрытие информации добывающим сектором без улучшений в этих областях не будет достаточным для обеспечения общественной подотчетности», – указывается в докладе.

Довольно радикально сформулированная идея отчета звучит как «засекречивание информации в нефтегазовом и горнодобывающем секторе представляет собой заговор против экономического развития». Большая степень открытости и подотчетности в сфере управления запасами нефти, газа и минералов со стороны правительств соответствующих стран могли бы изменить жизнь более чем 1 млрд людей, утверждают исследователи.

Собственно, для достижения этой цели некоторым странам, в том числе и Казахстану, дано несколько рекомендаций. Revenue Watch Institute рекомендует правительству быть более прозрачным в вопросах доходов от природных ресурсов, а обществу – более активным в вопросах получения этой информации: «Публикация контрактов помогает гражданам оценить, какие преимущества получает их страна в обмен на доступ к природным ресурсам, находящимся в общественной собственности, и отслеживать, насколько компании и правительство выполняют свои договорные обязательства».

Рекомендации:

1. Принять законы о свободе информации. Граждане Афганистана, Казахстана, России и Туркменистана не располагают правовыми средствами для требования информации об индустрии, что является предварительным условием для эффективного государственного надзора.

2. Обнародовать контракты с компаниями. Только Азербайджан и Афганистан недавно опубликовали данные о контрактах в нефтяной и горнодобывающей отраслях. Публикация контрактов помогает гражданам оценить, какие преимущества получает их страна в обмен на доступ к природным ресурсам, находящимся в общественной собственности, и отслеживать, насколько компании и правительство выполняют свои договорные обязательства.

3. Улучшить прозрачность, в том числе через Инициативу прозрачности добывающих отраслей (в октябре 2013 года Казахстан прошел валидацию в EITI). Азербайджан и Казахстан должны выйти за рамки минимальных стандартов инициативы и публиковать данные с разбивкой по компаниям и видам продукта, а также информацию о госкомпаниях.

4. Требовать раскрытия информации от государственных учреждений и компаний. За исключением Индии, министерства и органы государственного регулирования по всему региону не раскрывают данные с разбивкой по объемам производства и ценностной значимости. В России информация о минеральных ресурсах считается госсекретом. Государственные компании в Афганистане, Азербайджане и Туркменистане не публикуют комплексные отчеты.

5. Защита от дискреционного доступа к фондам природных ресурсов. Азербайджан, Казахстан и Россия публикуют данные по активам своих фондов, но механизмы контроля исполнительной власти в плане использования этих сбережений отсутствуют. Без законодательного надзора, обязательных правил вывода средств и контроля конфликтов интересов эти фонды могут открыть возможности для коррупции.

6. Борьба с коррупцией, усиление равенства перед законом и укрепление демократических учреждений. В целом регион получил неудовлетворительные оценки по борьбе с коррупцией и по равенству перед законом. Афганистан, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан получили неудовлетворительные оценки по мерам укрепления демократии и свободе слова. Раскрытия информации добывающим сектором без улучшений в этих областях не будет достаточно. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4159 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
7 декабря родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить