Почему увеличение пенсионного возраста в России может сыграть на руку Казахстану

24762

Рынок труда в Казахстане ждут очередные перемены

Фото: © Depositphotos.com/konstantin32

Ожидаемые изменения к профессиональным требованиям, сокращение профессий, плюс уже имеющиеся проблемы с самозанятым населением диктуют необходимость новых мер и новой политики в трудовых отношениях. Какой она должна быть, обсуждали в пятницу, 28 сентября, на парламентских слушаниях «Проблемы и перспективы развития сферы занятости».

Заместитель премьер-министра Ерболат Досаев, выступая, подчеркнул, что улучшение благосостояния населения и обеспечение продуктивной занятости является одним из главных приоритетов работы правительства. Впрочем, из его же слов вытекало, что правительство лишь готовится к решению проблем, не сумев полностью справиться с существующими сложностями. Он отметил, что ожидается повышение производительности труда в отраслях экономики не менее, чем на 50%. В то же время «мы должны учитывать глобальные вызовы современного мира, сопряжённые с ускоренным развитием новых технологий и цифровизации». 

- В новых условиях будут предъявляться новые требования к качеству, квалификации рабочей силы, а также прогнозируется изменение или даже исчезновение рутинных профессий и одновременное появление новых профессий будущего. Претерпят изменения и сами отрасли, значительный переток рабочей силы произойдёт в более производительные сферы. 

Так, с увеличением продолжительностей жизни дополнительную нагрузку на рынок труда будут оказывать последствия бэби-бума, имевшего место в середине 2000-х. Таким образом, с одной стороны, необходимо обеспечить создание производительных рабочих мест, которые будут соответствовать требованиям рынка, и, с другой стороны, подготовить квалифицированные востребованные кадры. Это совместная задача правительства и акимов областей и городов, - заявил Досаев. 

О необходимости повышения квалификации кадров говорилось и раньше, принимались и реализовывались специальные программы. Но, как заметил вице-премьер, ранее программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства была нацелена в том числе на «поддержку занятости через временные меры действия занятости, в том числе через реализацию инфраструктурных проектов». Сейчас же «главный упор сделан на производительные рабочие места и подготовку специалистов, отвечающих требованиям новой структуры экономики». 

Цифры достижений в рамках программы впечатляющие: с начала реализации на постоянную работу трудоустроено 550 тыс. участников, ежегодно дополнительно 21 тыс. человек обучаются рабочей профессии. В динамике по годам численность занятого населения в стране с 2010 года увеличилась на 6% и составила 8,6 млн человек по итогам 2017. Число наёмных работников выросло на 1 077 тыс. человек, составив 6,5 млн человек, а численность самозанятого населения сократилась на 606 тыс. человек - до 2,1 млн. В целом же за последние 10 лет доля самозанятого населения снизилась с 35% до 24%. С 37% до 16% сократилась и неформальная занятость. 

При этом, как отметила министр труда и социальной защиты населения Мадина Абылкасымова, «произошли качественные изменения в структуре занятости с перетоком работников из низкопроизводительных в более производительные отрасли».

- Численность занятых в сельском хозяйстве сократилась почти вдвое, до 1,2 млн человек. Произошел переток занятости в производительные отрасли промышленности и сферы услуг. Выросла занятость в ИКТ на 52%, в туризме - на 75%, в социальной сфере - более чем на треть. В результате производительность труда в экономике выросла в 2,2 раза, - привела она данные.

Впрочем, такие показатели впечатляют далеко не всех. Депутат мажилиса Айгуль Нуркина констатировала: за период с 2011 по 2018 из 1,8 млн участников программы содействия занятости трудоустроено на постоянные рабочие места лишь 70%. А «большая часть мер и, соответственно, бюджетных средств направляется на создание временных рабочих мест, сроки трудоустройства участников по этим направлениям от 6 до 12 месяцев».

- Эти меры по своей природе никак не соответствуют задачам обеспечения продуктивной занятости, - подчеркнула депутат.

Не эффективны и подходы по формализации самозанятого населения. Нуркина отметила: из 2,1 млн самозанятого населения 95 тыс. человек живут на доходы ниже прожиточного минимума. 20% самозанятых получают доходы от 24 до 48 тыс. тенге в месяц, что в 3-6 раз ниже средней заработной платы по стране. Что же касается актуализации статуса этой категории в базах данных, то с начала года из 2,7 млн граждан страны, не имевших никакого статуса, «отфиксировано» лишь 1,4 млн человек. Еще 1,3 млн остаются пока неизвестными для системы. При этом фактический охват мерами содействия занятости по стране, по данным депутатов, составляет лишь 7%.

- Для выведения самозанятых «из тени» внедрения единого совокупного платежа недостаточно. Необходимо продумать целую систему административных и стимулирующих экономических мер для каждой целевой группы. Более того, необходимо разработать механизм стимулирования будущих плательщиков ЕСП для их перехода в статус предпринимателей, - считает Нуркина. 

С коллегой солидарен и мажилисмен Аманжан Жамалов, отметивший, что за последние 10 лет в стране приняты пять программ занятости. Но концептуально подходы в них не менялись - это обучение и переобучение, микрокредитование начинающим предпринимателям, мобильность трудовых ресурсов, создание временных рабочих мест путём реализации инфраструктурных проектов и так далее. Различие было только в объёмах финансирования того или иного направления. Но при этом ни по одной программе не сделан анализ эффективности с точки зрения вклада в экономику, в национальный продукт. 

- За 2009-2017 годы на пять программ занятости только из бюджета было выделено 850 млрд тенге. А какова эффективность этих расходов? Какой инструмент наиболее эффективен, сколько людей было трудоустроено? По отчётам акиматов, министерства труда, только за 2017 было трудоустроено 450 тыс.человек. Такими темпами проблема безработных и самозанятых должна быть давно решена, - считает депутат. 

Но факты показывают обратное. Если в 2017 краткосрочное профессиональное обучение прошли 68 тыс. человек, то трудоустроено всего 39 тыс. В общественных работах, на социальных рабочих местах и в молодежной практике приняли участие 139 тыс. человек, но на постоянные рабочие места трудоустроено лишь порядка 50 тыс. человек. И такие темпы никак не позволяют решить проблему с вовлечением населения в продуктивную занятость. 

Проблема тем временем будет только увеличиваться. Национальный эксперт в сфере занятости Жаксыбек Кулекеев отметил, что в стране неуклонно растёт население - в среднем на 1,2% в год

- Самый высокий рост населения в Астане и Мангистауской области, в этих регионах за 15 лет прирост - в два раза. Если говорить о южных регионах, там имеется положительный рост, но в пяти регионах имеется динамика меньшая, чем в южных регионах, - констатировал он. - К 2030 население Казахстана может дойти до 20 млн. В СКО и ВКО будет уменьшение населения. До 2030 в Астане и Шымкенте будет рост населения. Также намечается рост в Мангистауской области и Атырауской. В северных регионах рост не намечается.

По прогнозам Кулекеева, к 2030 численность работоспособного населения вырастет на 6% и составит 9,2 млн человек. Но количество занятых будет меньше.

- Это зависит не от роста безработицы, а от другой проблемы, потому что идёт увеличение возраста населения, увеличивается миграция населения за пределы Казахстана, поэтому количество занятого населения будет меньше, - пояснил эксперт. 

При этом увеличение пенсионного возраста в России может существенно снизить миграционные потоки из Казахстана в РФ, считает он. И в этом случае, а также с увеличением роста экономики, население страны к 2030 может составить 21 млн человек. 

Министерство труда со своей стороны все предстоящие вызовы учитывает. В ведомстве прогнозируют, что численность рабочей силы к 2025 увеличится на 8% и составит 9,8 млн человек. Ежегодно на рынок труда будет выходить порядка 300 тыс. молодых людей. Но также ожидается, что в период до 2025 года будет создано более 1 млн новых рабочих мест.

- Вырастет доля средне- и высококвалифицированных рабочих мест и сократится спрос на низкоквалифицированный труд. Вместе с тем развитие рынка труда будет сдерживать недостаточное создание рабочих мест частным сектором, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Потребует повышения уровень навыков и компетенций рабочей силы. Ожидается неизбежное высвобождение трудовых ресурсов в результате технологической модернизации, - отметила Мадина Абылкасымова. 

Для решения проблемы министерство намерено развивать Национальную систему прогнозирования потребности в кадрах, которая базируется на демографической модели до 2050 года, макроэкономической модели до 2025 года и краткосрочном прогнозе на предстоящие два года. Предполагается, что в рамках этой системы будет «обеспечена связь прогнозирования рынка труда с системой прогнозирования социально-экономического развития, порядок взаимодействия госорганов на центральном и местном уровне для формирования образовательного заказа».

Второе направление - это развитие Национальной системы квалификаций, которая обеспечивает соответствие квалификации трудовых ресурсов потребностям рынка труда. Третья мера - это управление перетоками трудовых ресурсов в результате технологической модернизации, для чего совместно с регионами ведётся работа по заключению дорожных карт по управляемому перетоку работников с крупными предприятиями. Министр пояснила, что с начала 2018 такие дорожные карты заключены с 512 крупными предприятиями (из 660), с общей численностью работников 775 тыс. человек. Более 100 предприятий планируют модернизацию производства, что повлечёт высвобождение порядка 5,3 тыс. сотрудников. В рамках дорожных карт в текущем году планируется внутри предприятий трудоустроить 1,5 тыс. работников с переподготовкой на учебных центрах при предприятиях.

Также министерство намерено усилить работу «по координации создания рабочих мест как в частном секторе, в том числе по проектам МСБ, так и по государственным и отраслевым программам, инвестиционным проектам». Впрочем, в чём будет принципиальное отличие предлагаемых мер и программ содействия занятости от ранее принятых, министр не уточнила, заверив лишь, что будет выполнять поручение главы государства по повышению занятости населения. Вопрос же анализа экономической эффективности уже принятых и планируемых к реализации мер и вовсе остался открытым.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube