Нанять с умом: как искусственный интеллект помогает набрать персонал

9094

Сооснователи Recruitment.ai автоматизируют работу HR-департаментов, делая их эффективнее

ФОТО: Ренат Бекенов

Идея проекта по автоматизации процесса отбора персонала возникла у Наби Муратбека из Караганды во время подачи резюме в зарубежные организации на стажировку. В активе студента-математика, третьекурсника Назарбаев Университета уже был опыт стажировки в компании «большой четверки», а также в одном из ведущих игроков казахстанского рынка e-commerce. Там он специализировался на изучении искусственного интеллекта, а потому быстро понял, сколь большое место сегодня эта технология может занимать в деле подбора  кадров.

«В ходе подачи резюме я увидел, что на начальных этапах со мной общалась исключительно «умная» платформа. Она анализирует резюме соискателя, проводит тестирование и видеоинтервью, после чего отсеиваются 90% претендентов. Лишь 10% доходят до этапа интервью с «живой» командой, на котором в большей степени оценивают уже не профессиональные, а психологические качества, соответствие кандидата философии компании, – рассказывает 20-летний Наби. – Мой земляк Максим Маметкулов стал техническим руководителем проекта. Он, как и я, учится в Назарбаев Университете, изучает направление Computer Science, различные алгоритмы применения ИИ». Третий сооснователь, главный операционный директор проекта (и тоже карагандинец) Тимур Альдишев в настоящее время учится в Канаде, не раз общался с тамошними представителями рекрутинговых компаний, в том числе со специалистами, занимающимися автоматизацией подбора сотрудников. Интересы молодых людей сошлись в одной точке – и появился Recruitment.ai.

ИИ против рутины

Сфера HR считается одной из самых перспективных с точки зрения применения возможностей искусственного интеллекта. Работа с персоналом предполагает наличие множества рутинных операций – поиск кандидатов, просмотр резюме, программы адаптации новых сотрудников. В решении этих вопросов ИИ может с успехом заменить человека и уже делает это. По данным аналитика, автора книги «Искусственный интеллект в HR» Бена Юбанкса, за последние два года примерно 50% венчурного капитала инвестировалось в HR-технологии на основе искусственного интеллекта. При этом внедрение ИИ не равносильно простой автоматизации процесса подбора персонала. Технология позволяет осуществлять персонифицированный подход, анализировать особенности речи, мимики, интонации соискателя, оценивать его соответствие требованиям компании, основываясь на десятках тысяч параметров, которые зачастую не может проанализировать сотрудник HR-департамента. К плюсам искусственного интеллекта специалисты относят и отсутствие так называемых неосознанных предубеждений, благодаря чему снижается вероятность принятия субъективных решений.

«Проекты, подобные нашему, в какой-то степени можно сравнить с роботами в автомобилестроении, до появления которых процесс сборки авто был очень затратным в плане человеческих ресурсов. С приходом роботов рутинные операции удалось автоматизировать, сократив время производства. В случае с наймом персонала можно автоматизировать процесс сканирования резюме, назначения и проведения интервью, тестирования. При этом работу ИИ за счет постоянного совершенствования можно максимально приблизить к работе лучшего, самого эффективного специалиста. По данным предварительного тестирования, Recruitment.ai, например, может сократить вовлеченность HR-отдела в процесс отбора персонала с 80 до 30%»,  утверждает Наби.

По словам собеседника, на мировом рынке тренды автоматизации подбора персонала задает тройка ведущих консалтинговых компаний – McKinsey, BCG, Bain. В их HR-департаменты ежегодно поступает сотни тысяч резюме, и сотрудникам физически очень трудно отсмотреть все. С этой работой отлично справляются сервисы автоматизации.

Слева направо: Наби Муратбек, Максим Маметкулов, Тимур Альдишев
ФОТО: Ренат Бекенов
Слева направо: Наби Муратбек, Максим Маметкулов, Тимур Альдишев

Использование зарубежных автоматизированных платформ по найму персонала, говорит Наби, во-первых, очень дорого для наших компаний, а во-вторых, не учитывает реалии рынка СНГ в целом и Казахстана в частности. Одна из особенностей заключается в том, что многие работники казахстанских компаний не слишком озабочены составлением резюме. «В США и Канаде, которые лидируют в автоматизации HR-сектора, у каждого сотрудника есть аккаунты на HeadHunter, в LinkedIn, свои данные они обновляют по завершении каждого выполненного проекта. Выходцы же из стран СНГ вспоминают о резюме, только когда возникает необходимость устроиться на работу. Высококлассные IT-разработчики, например, не пишут подробно о своем опыте, полагая, что те, кому нужно, и так их знают. Но зарубежное автоматизированное решение, не имея всех исходных данных, решит, что перед ним слабый кандидат. Кроме того, у мировых разработчиков решений для автоматизации сферы HR нет филиалов в Казахстане, а значит, и нет разрешения анализировать личные данные казахстанских кандидатов», – объясняет Наби.

В Казахстане подобные продукты появились несколько лет назад. В частности, интеллектуальные автоматизированные решения используют HeadHunter, HireBee. Но сотрудники HR-департаментов местных компаний по-прежнему львиную долю времени уделяют отбору персонала: на каждого рекрутера приходится несколько позиций, на каждую позицию откликаются сотни кандидатов. По словам собеседника, при традиционном подходе на отбор кандидата на одну позицию нередко уходит порядка месяца: до 60% времени съедает назначение и проведение интервью, больших усилий и временных затрат требует обзвон потенциальных кандидатов. Соответственно, такой метод оказывается и финансово затратным: по оценкам сооснователей Recruitment.ai, рекрутинг одного сотрудника обходится компании в более чем 26 000 тенге, а месяц работы HR-отдела из десятка менеджеров – в 1,5 млн тенге и дороже.

Трехэтапный подход

Разработчики стартапа сделали ставку на комплексный трехэтапный анализ с использованием аналитического инструмента на базе искусственного интеллекта. На первом этапе проводится сканирование резюме. На сегодняшний день, говорит Наби, система Recruitmet.ai может сканировать одно резюме в минуту. Сканирование выполняется по ключевым словам и бэкграунду кандидата, осуществлена внешняя интеграция с HeadHunter, разработан инструмент, который позволяет выгружать в систему резюме с этого ресурса. В планах – разработать аналогичную интеграцию с LinkedIn, корпоративными сайтами компаний, а также с ATS-системами (специализированным ПО, позволяющим автоматизировать процесс отбора персонала).

Второй этап – геймифицированное тестирование – помогает раскрыть личностные характеристики кандидата. Искусственный интеллект лишен предвзятости в процессе подбора кадров, но, по мнению многих экспертов, не сможет оценить нюансы, которые выявляются лишь при личном человеческом общении. Для устранения этого недостатка и был разработан метод геймифицированного тестирования. Геймификация – вообще один из самых популярных трендов в рекрутинге, этот метод используют, чтобы понять, как человек реагирует на нестандартную ситуацию или давление. Кандидаты проходят квест, по результатам которого раскрываются психологические характеристики личности. К разработке игрового теста, который поможет наиболее эффективно составить портрет кандидата, разработчики Recruitment.ai привлекли профессиональных психологов.

Наконец, третий этап отбора – проведение видеоинтервью. Кандидат получит соответствующую ссылку и два-три дня на то, чтобы пройти по ней и записать ответы. Технологии распознавания речи помогут проанализировать эмоциональную составляющую.

«Нас часто спрашивают, может ли ИИ стать полноценной заменой профессионалу? Пока эффективность его применения в HR-секторе составляет примерно 95%. Решающее слово все равно остается за человеком, но искусственный интеллект способен обучаться и, если правильно подобрать параметры и алгоритмы, может спрогнозировать любое действие претендента и выступить в роли идеального рекрутера», – считает Наби.

Еще одно потенциальное преимущество Recruitment.ai создатели видят в том, что для компаний-заказчиков использование платформы будет обходиться дешевле, чем традиционные методы подбора персонала. По словам собеседника, на условиях подписки средняя стоимость привлечения одного сотрудника для компании обойдется в 10 000–12 000 тенге, при традиционном подходе – в 30 000. Открытие вакансии на платформе стоит примерно $4.

В настоящее время тестирование Recruitment.ai проводится в 11 компаниях, в числе которых – банки, представители телеком-рынка и e-commerce. Сооснователи стартапа вложили в него 5 млн тенге, включая инвестиции бизнес-ангела. По словам Наби, до конца года на платформе планируется запустить маркетплейс вакансий, оперируя имеющейся в распоряжении базой данных кандидатов. На развитие данного направления потребуются новые средства, как и на маркетинговое продвижение и привлечение новых сотрудников – сейчас в команде работают восемь человек.

Перспективы применения искусственного интеллекта в сфере найма персонала неизбежно вызывают вопрос: какой процент сотрудников HR-департаментов рискует остаться без работы. Сооснователи Recruitment.ai полагают, что следует говорить скорее не о сокращении персонала, а о переводе на позиции, где требуется более высокая квалификация. В последние годы большую популярность получило сочетание рекрутинга и маркетинга. Главная цель такой политики – привлечение лучших кандидатов на подходящие для них позиции, но у сотрудников HR-отделов, занятых рутинной работой, зачастую не остается времени, чтобы внедрять новые подходы.

«Наш интерес не в том, чтобы HR-департамент увольнял сотрудников, а в том, чтобы он становился по-настоящему эффективным подразделением. Специалисты по работе с персоналом постепенно отказываются от традиционных методов поиска кадров посредством сарафанного радио, а значит, им нужны новые технологические инструменты. С внедрением ИИ в секторе HR появляются новые профессии, в том числе специалисты, которые тренируют искусственный интеллект. Именно этим могут заниматься профессионалы. Например, им известно, что на работоспособность сотрудника могут влиять такие факторы, как семейное положение, и искусственный интеллект можно научить видеть эту взаимосвязь, чтобы сделать его более эффективным», – говорят создатели Recruitment.ai.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить