Какие навыки будут важны для работников в 2030 году

10181

В течение следующих 10–15 лет технологии автоматизации и искусственный интеллект (ИИ) станут неотъемлемой частью рабочих процессов большинства секторов экономики

Фото: Андрей Лунин

Взаимодействие людей с машинами не только повысит производительность, эффективность и увеличит ВВП, но также повлияет на то, какие навыки в будущем будут считаться самыми важными для работников. В новом исследовании компания McKinsey определила, как изменится спрос на ключевые навыки специалистов разных отраслей к 2030 году (по сравнению с 2016-м) в пяти европейских странах – Франции, Германии, Италии, Испании, Великобритании – и США.

Первые в очереди

Внедрять инновации, развивать и адаптировать передовые технологии должны люди с соответствующими знаниями. Поэтому в ближайшее десятилетие вполне предсказуемо увеличится спрос на технологические навыки. К 2030 году рабочее время сотрудников с применением технологических навыков продвинутого уровня увеличится на 50% в США и на 41% в Европе. Быстрее всего в период с 2016-го по 2030-й – до 90% – будет расти потребность в продвинутых навыках программирования и использования информационных технологий. Хотя люди с углубленными знаниями в этой отрасли неизбежно останутся меньшинством, новый век автоматизации требует, чтобы каждый развивал по крайней мере базовые цифровые навыки. Потребность в них увеличится на 69% в США и на 65% в Европе за рассматриваемый период.

Спрос на ручной и физический труд заметно снизился в последние 15–20 лет, но до 2030 года он упадет еще на 11% в США и на 16% в Европе. Необходимость в навыках физического и ручного труда будет зависеть от степени автоматизации рабочего места. Так, в производственном секторе, где многие процессы (например, управление складами) можно доверить машинам, спрос уже сокращается в 2 раза быстрее, чем во всей экономике. В ретейле кассиров скоро заменят автоматы самообслуживания, а роботы будут пополнять полки с товарами и упаковывать заказы.

Согласно анализу McKinsey, здравоохранение – единственный сектор, где потребность в навыках физического и ручного труда увеличится. Машины могут выполнять предсказуемую офисную работу, к примеру вести учёт пациентов, но вряд ли осилят заботу о больных. Так, для ухода за престарелыми нужна физическая сила, а при физиотерапии помогать в развитии мелкой моторики должны медсёстры. Во многом благодаря медицинской отрасли физический и ручной труд будет оставаться лидирующей категорией навыков по количеству затраченного работниками времени (хоть к 2030 году оно и сократится до 25% против 31% в 2016-м).

Компьютеры также пока не могут полностью заменить людей в банковском и страховом секторах. С автоматизацией в них сократится количество кассиров, бухгалтеров и брокеров-клерков, но возрастёт число специалистов на позициях, где требуются взаимодействие с клиентом и менеджмент. Поэтому спрос на работников с хорошо развитыми социальными навыками (коммуникабельность, высокий уровень эмоционального интеллекта) во всех отраслях повысится – на 26 и 22% в США и европейских странах соответственно. Быстрее всего среди них будет расти спрос на предприимчивость и инициативность – на 33% и 32% соответственно. Стоит отметить, что если некоторые из социальных навыков, например эмпатия, являются врожденными, то умение свободно общаться можно развить и отточить.

Сдвиг спроса происходит и в сфере когнитивных навыков. Базовые способности, такие как письменная и математическая грамотность, давно есть у машин. Потребность в простых вводе и обработке данных снизится на 19% в США и на 23% в Европе. Однако возрастет спрос на креативность, критическое мышление, обработку сложной информации и умение принимать ответственные решения – на 19% и 14% соответственно. Только позиции с такими требованиями останутся вакантными в отраслях с большим потенциалом для автоматизации, например в ретейле.

Ответная реакция

Чтобы выяснить, как компании собираются адаптировать кадровую стратегию с учётом происходящих изменений, McKinsey опросила более 3 000 руководителей в Канаде, Франции, Германии, Италии, Испании, Великобритании и США.

По результатам опроса, около 77% европейских и американских компаний не ожидают сокращения числа сотрудников с внедрением автоматизации и технологий ИИ. Напротив, 17% прогнозируют увеличение штата и только 6% – уменьшение.

Однако СЕО признают, что компаниям всё же придется поменять свое отношение к некоторым аспектам работы. Большинство респондентов считают ключом к будущему успеху предоставление возможностей непрерывного обучения в рамках всей организации. При этом ожидается перераспределение сил между сотрудниками разных уровней. 40% компаний, считающих себя активными приверженцами автоматизации и ИИ, заявляют, что задачи, которые сегодня выполняют высококвалифицированные работники, к 2030 перейдут к менее квалифицированным. В результате появится новая категория специалистов с навыками среднего уровня, так называемые новые воротнички. Например, медсёстры и помощники врачей сегодня выполняют ту работу, которая раньше считалась прерогативой терапевтов, к примеру осмотр пациентов со стандартными заболеваниями.

Более чем один из пяти опрошенных высокоприоритетным организационным изменением называет внедрение гибких способов работы. Сюда входят и кросс-функциональное сотрудничество между разными командами, и более активное партнерство с внештатными сотрудниками и другими подрядчиками. На волне развития экономики совместного потребления 61% руководителей намерены расширить пул фрилансеров.

Что касается департаментов, то изменения коснутся топ-менеджмента и отдела кадров. 19% опрошенных признаются, что их топ-менеджеры не имеют достаточного понимания технологий автоматизации и ИИ для руководства организацией. Почти все бизнес-лидеры (88%) уверены, что функции HR-отдела должны будут адаптироваться хотя бы в некоторой степени, поскольку технологии меняют способы работы компаний, а также размер и характер рабочей силы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить