Как вернуться из командировки живым и невредимым

6739

Какие риски поджидают бизнес-туристов на чужбине и как работодатель может их минимизировать, рассказали Forbes.kz эксперты аналитического департамента компании Abacus Central Asia

Фото: computerwoche.de

Глобальный рынок деловых поездок растет внушительными темпами. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) прогнозирует его объем r 2020 в $1,6 трлн, что означает ежегодный рост на 4,3%. И это неудивительно, ведь бизнес сегодня  практически не знает границ. С каждым годом география поездок деловых путешественников расширяется. Люди колесят по всему миру, открывая всё новые возможности для развития своего бизнеса, порой подвергая себя различным опасностям.

Но все ли путешественники знают о потенциальных рисках при совершении своих поездок и о способах минимизации этих рисков? Все ли компании обеспечивают максимально возможный уровень безопасности своим сотрудникам, находящимся в командировке?  Увы, нет! И казахстанские компании – не исключение. До недавнего времени основной задачей большинства руководителей был контроль над уровнем затрат, их оптимизация, а не эффективное обеспечение безопасности своих сотрудников, находящихся в командировке. О рисках думали далеко не все, а если и думали, то больше надеялись на «авось».

Ну а рисков, без сомнения, в командировках достаточно. Пока ещё не все государства, регионы и города могут похвастаться политической, экономической стабильностью, низким уровнем преступности и высоким уровнем медицинского обслуживания. Кроме того, не стоит забывать и о техногенных и природных рисках. Такие кризисы, как обострение арабо-израильского конфликта, военные действия в Украине, землетрясение в Китае, эпидемия в Африке, массовые беспорядки в Лондоне и Париже показали, что опасность существует везде, даже в благополучной, развитой стране. Согласно, данным американской компании iJet, специализирующейся на разработке решений по управлению рисками в сфере туризма, сегодня в мире существует 41 конфликтная зона, способные вызвать проблемы для путешественников.

В идеале координатор бизнес поездок совместно с руководством компании должен провести детальный анализ существующих рисков, круглосуточно иметь под рукой актуальную информацию о ситуации в мире, просчитать возможные негативные последствия для компании, её сотрудников и принять действенные меры для устранения угроз (например, не отправлять людей в потенциально опасные регионы). Именно так сегодня и происходит в большинстве организаций наиболее развитых стран, где приоритетом номер один является безопасность сотрудников, а не сокращение и оптимизация командировочного бюджета. И таких компаний с каждым годом всё больше.

Ответственные работники создают политику деловых поездок, отвечающую интересам компании и её персонала, в которой прописаны и все вопросы управления рисками во время командировок. Соответственно, эти организации принимают меры по оперативному информированию, предупреждению, отслеживанию, ограждению делового туриста от неприятностей, а также меры по оказанию помощи, например эвакуации. Так, например, компании, владеющие детальной информацией о ситуации в Египте, смогли вернуть своих командированных сотрудников до военного переворота 2013, вовремя заменив авиабилеты, затратив всего лишь несколько сотен долларов на каждого человека. Экстренная же эвакуация обошлась бы компаниям в $80-100 тыс., не говоря уже о рисках для жизни.

В Казахстане далеко не все компании и туристские агентства, обслуживающие корпоративных клиентов, всерьёз задумываются о создании жёсткой политики деловых путешествий, включающей в себя и вопросы управление рисками при планировании и организации бизнес поездок своих сотрудников. В результате исследования, проведенного в конце 2013 Abacus Central Asia, выяснилось, что только у 35% компаний существует жёсткая политика бизнес-поездок, у 30% её вообще нет, и у оставшихся 35% она существует в виде каких-то общих правил. В исследовании приняли участие 95 казахстанских компаний нефтегазовой, финансовой, строительной и других отраслей.

Работники некоторых казахстанских компаний рассказали, что, находясь в командировке, могут спокойно сменить гостиницу, не извещая при этом руководство/координатора. Или могут вообще жить не в гостинице, а арендовать жильё у абсолютно незнакомых людей (это в Казахстане очень популярно). Приведем такой пример. Работник, находившийся в командировке в Караганде, решил лететь домой через Астану (навестить друзей), никого об этом не предупредив. В Караганде в авиа-агентстве он поменял билет и выехал на такси в Астану. По дороге попал в аварию, получил лёгкую травму и был госпитализирован. То есть компания может и не знать точного местонахождения своего сотрудника в нужный момент. К тому же возникает вопрос – кто должен нести расходы на его лечение?

Два года назад в Алматы во время довольно ощутимого землетрясения некоторые постояльцы одной алматинской гостиницы абсолютно не знали, как себя вести, и в панике заползали под кровать. Об этом писал в интернете один из находящихся в тот день в командировке в Алматы и остановившийся именно в этой гостинице. О чем это говорит? О том, что компании, направляя своих работников в сейсмоопасный регион, скорее всего не проводят для них необходимый инструктаж по безопасности.

Кроме того, в Казахстане не редка ситуация, когда топ-менеджеры одной компании совершают бизнес поездку в одном самолете. Конечно, риск крушения самолета очень не велик, но всё же не стоит, как говорится, испытывать судьбу не прочность. В случае авиакатастрофы компания в один миг может потерять своих ключевых работников. Нетрудно догадаться, какие могут быть последствия. Весь мир помнит гибель президента Польши, его супруги, видных польских политиков и практически всего военного командования страны в результате авиакатастрофы под Смоленском в апреле 2010. А ведь этого можно было избежать. Именно по этой причине многие эксперты рекомендуют семьям летать разными рейсами: к примеру, есть папа с дочкой в одном самолете, а мама с сыном – в другом.

Рекомендации для бизнеса аналогичны - по возможности не летать руководителям компании одним бортом и не проживать в одной гостинице. Выгоднее предупредить подобные риски, чем столкнуться с возможными проблемами, даже если вероятность очень низка.

Все перечисленные советы – лишь некоторые из тех, которые помогут сделать командировки безопасными для работников.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube