На правах рекламы

Как гибкий подход к разработке меняет рынок Казахстана

9281

Цифровая эпоха вынуждает разработчиков переходить на новую методику работы и менять привычные подходы к созданию продуктов. Сегодня всё больше компаний смотрят в сторону Agile-подхода. Это гибкая система, и она позволяет кардинально менять работу внутри компании, которая в сжатые сроки запускает продукты, удовлетворяющие клиентов

Фото: архив пресс-службы

О том, что такое Agile глазами тех, кто уже прошёл путь от отрицания до реализации, как этот подход меняет рынок Казахстана и во сколько он обойдётся компаниям и банкам, рассказали основатель компании AgileVerse Михаил Вязанкин и product owner, директор по развитию цифровых каналов юридических лиц АО ДБ «Альфа-Банк» Рифат Хаматов.

Михаил, Рифат, объясните в двух словах, что такое Agile?

Рифат: Для меня Agile - больше философия или религия, чем набор практик. Впервые об Agile стали говорить более 30 лет назад. Но тогда ещё не было единых подходов. Все изменилось в 2001 году, когда группа американских разработчиков в области IT подписала Agile-манифест, который описывает принципы гибкой системы разработки. Он включает четыре ценности. Первая – люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. Вторая ценность - работающий продукт важнее исчерпывающей документации. Третья - сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта. И четвёртая - готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану. В конечном счете Agile определяет принципы и ценности, которые формируют систему взглядов у команды.

Получается, Agile – это свод правил и способ мышления?

Михаил: Это целая культура. Всё построено на том, что лучших результатов можно добиться, если общаться открыто и без преград. Обычно в передовых компаниях работает много талантливых людей, но у них не всегда получается реализовать заложенный потенциал. Причин много.

Например, руководитель не может понять новые идеи своей команды или в компании есть жёсткие рамки, отсутствует инициатива и поддержка от коллег, бюрократия. Agile-подход позволяет ребятам раскрывать свои таланты, ведь здесь решения принимает не один человек, а вся команда разработчиков.

Agile нужен тем компаниям, которые хотят предложить рынку действительно инновационные подходы, выйти за рамки привычного понимания продуктов и создавать именно то, что нужно потребителю.

В теории все это звучит красиво. Но как обстоят дела на практике?

Михаил: На практике сначала вы столкнётесь с суровой реальностью. Часто до внедрения Agile каждый сотрудник работает над своей целью. Agile-подход подразумевает объединение команды, сфокусированной на реализации одной задачи. Сначала команда проходит сложный этап адаптации, люди начинают спорить и конфликтовать между собой. И если с ними рядом будет находиться опытный scrum-мастер, то он им поможет найти третью точку зрения, которая будет сочетать плюсы обеих позиций.  

Scrum - это способ организации работы, подходящий для создания инновационных продуктов, он вовлекает в процесс всех участников команды. А scrum-мастер помогает людям в одной команде эффективно договариваться. При этом он сам никаких решений не принимает. Команда самостоятельно решает большую часть вопросов, а её продуктивность вырастает в разы. Немаловажную роль играет и product owner. Именно он несет ответственность за продукт и делится своим видением по его развитию с командой.

Рифат Хаматов, product owner, директор по развитию цифровых каналов юридических лиц АО ДБ «Альфа-Банк»
Фото: архив пресс-службы
Рифат Хаматов, product owner, директор по развитию цифровых каналов юридических лиц АО ДБ «Альфа-Банк»

Рифат: Я бы сказал так: product owner – это предприниматель, который нацелен на получение прибыли.

Хорошо ли это понимала команда в Альфа-Банке? Как удалось убедить людей изменить свои привычки и подходы к работе?  

Михаил: Именно для этого при внедрении Agile-подхода подключают тренера. В казахстанской Альфе я выступал в роли Agile-коуча.  Мне необходимо было «зажечь» людей и помочь им поверить в методику, показать, что это реально работает. Сначала у нас был трёхдневный тренинг. Затем я взял на себя роль scrum-мастера. Это весьма тяжёлая и нервная работа, она основана на понятии servant-leadership (в переводе с англ. «лидер-слуга»). Это такой тип лидерства, когда основная твоя цель – не личный успех, а успех тех людей, с которыми ты работаешь.

На что следует обращать внимание при подборе внешнего коуча? Как отличить профессионала от дилетанта?

Рифат: В Альфа-Банке мы искали человека из IT-отрасли, который должен быть практиком, а не теоретиком.

Михаил: Самое сложное при внедрении Agile менять привычки людей. А тренер, который не знает, как именно это должно работать, будет давать очень общие советы. Хорошие тренеры обычно проходят международную сертификацию. Например, для scrum-мастеров есть две крупнейшие организации: Scrum.org и Scrum Alliance – их сертификации базового уровня как минимум доказывают, что у человека есть отличное теоретическое понимание, как это будет работать.

Ряд экспертов в области IT подвергает сомнению Agile. Приведите реальные примеры, как работает методика в Альфа-Банке.

Рифат: Каждые две недели мы проводим sprint review (обзор) с нашими клиентами, которым показываем новые продукты. Недавно мы запустили в нашем интернет-банке валютный контроль в режиме онлайн. Если компания ведёт внешнеэкономическую деятельность, она заключает контракты со своими партнёрами – предприятиями из других стран. По законодательству контракты должны регистрироваться. Раньше это происходило в ручном режиме для клиента, а мы этот процесс автоматизировали. Сейчас все контракты можно заводить в интернет-банке, отслеживать статус по ранее заведенным договорам, смотреть лимиты и прочее. Мы получили отличные отзывы от клиентов ещё во время тестирования.

Подход Agile в Альфа-Банке даёт существенное конкурентное преимущество. Он позволяет нам в разы сократить сроки вывода продукта на рынок (time to market).

Михаил Вязанкин, основатель компании AgileVerse
Фото: архив пресс-службы
Михаил Вязанкин, основатель компании AgileVerse

Михаил: Многие относятся к Agile со скепсисом. Когда работает Agile-команда, создаётся много шума – ребята обсуждают идеи, критикуют и т.д. Со стороны кажется, что это не может быть эффективным. Но на самом деле все с точностью до наоборот.

Это значит, что ребята понимают, что с помощью коллег работу можно сделать гораздо быстрее, чем в одиночку. Поэтому они стараются практически все нюансы обсуждать заранее, не откладывая их на потом. Естественно, это порождает огромное количество встреч и коммуникаций. В итоге они вырабатывают наиболее интересное и эффективное решение.

Со стороны это похоже на хаос, но внутри него можно увидеть, что ребята организованы. То есть они собрались, придумали какую-то классную штуку, нарисовали её на флипчарте. У них загорелись глаза, они побежали что-то творить. В Альфа-Банке сегодня так и происходит.

Почему Agile нужен бизнесу?  И во сколько компаниям обойдется внедрение подхода?

Михаил: Agile нужен тому бизнесу, который намерен больше зарабатывать. Agile-подход – это мощное стратегическое «оружие» для компании. Вы инвестируете в профессионалов. Это позволяет делать продукты быстрее, чаще выпускать их на рынок и аккумулировать прибыль, т.к. новые разработки отвечают ожиданиям клиентов.

Есть большое заблуждение, что Agile - это снижение стоимости разработки. Это не правда. Agile - это дорого. Цена зависит от того, какой путь вы выберете.

Первый, долгий и недорогой. Можно отправить своих сотрудников на тренинг или заказать корпоративный. Это будет стоить $10-15 тыс. за 20 человек. Команда получит только теоретические знания и будет долго и болезненно учиться применять их на практике. Но для небольших компаний это неплохой вариант.

Второй, побыстрее и подороже. Заказать тренинг по запуску команды, нанять scrum-мастера в штат и обучить его на тренингах. Это будет стоить те же $10-15 тыс. за запуск команды, и $25-35 тыс. в год за scrum-мастера. Таких специалистов сейчас мало как в Казахстане, так и в России. Их приходится дополнительно обучать или ждать, пока они наберутся опыта.

И наконец третий, самый быстрый и самый дорогой способ – заказать тренинг по запуску команды, нанять scrum-мастера в штат и дополнительно заказать сопровождение команды на 2-3 месяца опытным тренером. Это даст на выходе самостоятельную команду, готового к «бою» scrum-мастера, но будет стоить дополнительно $50-80 тыс.

Если компания нацелена на создание мощной креативной команды, готовой к новым вызовам, то Agile-подход - это то, что ей действительно необходимо. Миллионы разработчиков по всему миру уже выбрали Agile, и примечательно, что этот подход применим не только в IT, но и в менеджменте, маркетинге, продажах, кадровых процессах и пр. На мой взгляд, в условиях быстрорастущей конкуренции, компаниям, которые не хотят потерять клиентов, рано или поздно придется менять подходы в управлении и переходить на сторону Agile. Это лишь вопрос времени.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить