Как заниматься бизнесом в цифровую эпоху

И какие вызовы ставит перед казахстанскими предпринимателями внедрение новых технологий

Фото: © Depositphotos.com/designwork07

Практически все руководители, принимавшие участие в опросе CEO Survey в нынешнем году, отметили возрастающую роль цифровых технологий как одного из факторов, определяющих успех развития бизнеса. Цифровые решения не только революционным образом меняют производственный процесс как таковой, но и создают новую экономику, которая формирует новое поколение работников – амбициозных, понимающих, что технологии стирают границы между государствами, и все чаще выступающих драйверами развития современных предпринимательских проектов.

- Рост проникновения интернета в последние пять-семь лет стимулировал быстрое распространение информации. Некоторые истории успеха – Facebook, IPO, продажа Instagram – будоражат воображение молодого поколения. Появилось много молодых людей, которые стремятся работать в IT-компаниях и нацеливаются на это со студенческой скамьи, – отмечает глава Silkway Ventures Алексей Сидоров.

Автоматизированное будущее

В ближайшей перспективе процессы цифровизации затронут практически все специальности. Внедрение автоматизированных решений приведет к тому, что на некоторых участках работы роль человеческого персонала будет сведена к минимуму, что, с одной стороны, выведет на новый уровень производительность труда и качество выполнения работ, с другой – поставит под угрозу существование тысяч рабочих мест. В связи с этим развитие кадровой стратегии в цифровую эпоху уже сегодня становится одним из главных вопросов для руководителей компаний.

Абсолютное большинство казахстанских и зарубежных СЕО – 96 и 91% соответственно – уже сегодня наряду с умениями использовать цифровые технологии развивают у своих подчиненных навыки межличностного общения. 82% глав компаний в Казахстане и за рубежом говорят об автоматизации участков работы. При этом 71% местных респондентов и 67% опрошенных из других стран считают необходимой мерой переподготовку сотрудников на участках автоматизации и активно занимаются этим вопросом, 75 и 66% соответственно организуют для своих сотрудников дополнительное обучение и стажировки.

Генеральный директор Kagazy Recycling Виктория Горобцова отмечает, что компания постоянно организует стажировки и практику, отправляет производственников топ-уровня в Россию, на Украину, в Китай, страны Восточной Европы.

- Направлять сотрудников на обучение в страны Западной Европы, США нет смысла, потому что там совершенно другой уровень развития технологий. Мы выбираем государства, в которых технологии производства близки к нашим, – поясняет она. Аналогичной стратегии придерживаются представители других отраслей.

- Мы обязаны проводить переподготовку сотрудников, занятых на тех участках работы, которые будут автоматизированы. Мы используем принцип эволюционного развития, без тотальных перемен, поэтому остро перед нами этот вопрос не стоит. Наряду с навыками использования цифровых технологий надо развивать и навыки межличностного общения. Мы живем в то время, когда работа вне команды, за редким исключением, невозможна. Способность быть вместе – такой же мировой тренд, как глобализация, – считает Дмитрий Забелло, председатель правления ДО АО «Банк ВТБ» (Казахстан).

По мнению председателя правления «Tele2 Казахстан» Романа Володина, перед бизнесом всегда будет стоять дилемма: переподготовить существующего сотрудника или нанять нового. Практика показывает, что развивать работников, уже состоящих в штате, дольше, но дешевле.

- Но если процесс будет автоматизирован завтра, то проще поменять сотрудников, потому что нет времени на обучение, – отмечает спикер. Впрочем, считают некоторые опрошенные, в частности CEO Chocofamily Holding Рамиль Мухоряпов, освоение нововведений, продиктованных автоматизацией, не составит труда, особенно для молодых специалистов.

67% казахстанских респондентов и 60% иностранных уверены, что развитие кадровой стратегии в цифровую эпоху невозможно без пересмотра организации работы HR-департамента. Участники исследования солидарны в том, что робототехника и искусственный интеллект будут способствовать улучшению качества обслуживания – об этом говорят руководители 46% местных и 47% зарубежных компаний. Генеральный директор Arena S Дмитрий Провкин, в частности, уверен, что робототехника и искусственный интеллект могут повысить качество обслуживания клиентов, в первую очередь с точки зрения предоставления информации и сравнения характеристик, данных. Второй важный для клиентов фактор – скорость обслуживания: IT-решения должны помогать быстрее справляться с запросами клиентов.

Преодолеть цифровой барьер

Процесс цифровизации многогранен, и готовность рынка принять современные IT-решения и новые технологии не менее важна, чем стремление компаний внедрять эти разработки. Во многом именно поэтому более чем три четверти казахстанских респондентов – 77% – выразили обеспокоенность навыками использования цифровых технологий в РК. Для сравнения отметим, что среди СЕО, представляющих остальные страны, доля обеспокоенных этим вопросом тоже достаточна высока – 71%.

Как отметили участники опроса, в Казахстане уже проделана серьёзная работа по внедрению цифровых решений и некоторые результаты впечатляют.

- Я могу с уверенностью сказать, что очень хорошо развит портал электронного правительства – лучше, чем в моей родной Бельгии. Часто бывает так, что развивающиеся страны идут на шаг впереди на пути к трансформациям, в том числе цифровым, – считает председатель правления АО «КЦДС «Атакент» Деннис Ван ден Вейх.

Но не все представители бизнес-сообщества разделяют оптимистичную точку зрения. При этом в первую очередь указывается на неравномерный доступ населения Казахстана к новым технологиям.

- В целом по стране наблюдается недостаток использования цифровых технологий. До некоторых населенных пунктов ещё даже интернет не дошёл, и в век высоких технологий такая ситуация не может не вызывать тревоги, – отмечает Оразхан Карсыбеков, руководитель Kusto Group.

С мнением Карсыбекова согласен и Володин, деятельность чьей компании непосредственным образом связана со сферой IT и цифровизацией.

- Недостаток навыков использования цифровых технологий в целом по стране вызывает сильное беспокойство. Относительно уровня их применения в Алматы, Астане и Шымкенте тревоги нет, но если мы посмотрим на ситуацию в регионах, то увидим, что там он всё ещё очень низок, – говорит предправления «Tele2 Казахстан».

Обеспокоенность навыками использования цифровых технологий в рамках конкретных отраслей испытывают 58% руководителей казахстанских компаний и 75% их зарубежных коллег. Примерно так же выглядит расклад мнений применительно к отдельным компаниям и их топ-менеджменту. В той или иной степени не удовлетворены навыками применения цифровых технологий в своей организации 57% отечественных и 70% иностранных СЕО. 51 и 76% соответственно считают, что могут улучшить собственные знания и навыки в этой области.

- В связи со стремительным развитием цифровых технологий наша индустрия и в целом страна испытывают дефицит кадров, обладающих современными и актуальными знаниями, а тем более успешным опытом. Этим же обусловлена высокая стоимость специалистов или аутсорсинговых услуг в данном направлении, – сетует Провкин.

Говоря об отраслевом раскладе, следует отметить, что в банковском, телекоммуникационном бизнесе и других секторах, где уровень использования цифровых технологий традиционно высок, предъявляются более жёсткие требования к специалистам и определяющим критерием при подборе кадров становится уровень профессионализма, а не наличие диплома вуза или, например, возраст. По словам Сидорова, в последние годы наблюдается интересный тренд: люди постарше, поработавшие в банковском секторе, телекоме и других отраслях, поняли, что в крупных структурах они не реализуют карьерные амбиции. В результате они ищут возможность трудоустройства в IT-компаниях и стартапах.

В том, что в некоторых вопросах сотрудники старшего возраста могут дать фору молодежи, уверен и Забелло:

- Мы эволюционно развиваемся, банковский бизнес находится на пике развития IT, так что возраст специалиста не имеет значения: сотрудник просто не сможет работать, не имея соответствующих знаний.

В условиях дефицита квалифицированных кадров в сфере IT 80% казахстанских руководителей прибегают к сотрудничеству с внешними поставщиками. Такой подход наиболее оправдан в тех отраслях, где IT не является профильной сферой деятельности.

- Наша специфика – добывать металл. Все непрофильные активы, на мой взгляд, необходимо отдать специалистам, для которых это является профилем. Например, системы безопасности, настройки базы данных – это очень важно, но прямой добавленной стоимости нам не даст. Эти инструменты облегчения и ускорения процессов мы отдаём на аутсорсинг, – отмечает руководитель компании AltynEx Станислав Рясков.

Некоторые компании прибегают к услугам сторонних поставщиков по причине дефицита или отсутствия необходимых специалистов на рынке. В частности, о нехватке собственных ресурсов для решения бизнес-задач говорит председатель правления Halyk Finance Арнат Абжанов. Компания регулярно привлекает внешних поставщиков, у которых есть глубокая экспертиза в довольно специфической сфере. Поскольку наиболее сильные специалисты в области цифровых технологий для рынка ценных бумаг работают в России и на Украине, последние IT-приложения компания запрашивала там.

Наряду с использованием услуг внешних поставщиков для привлечения специалистов по цифровым технологиям и развития этих навыков у сотрудников местные руководители используют такие инструменты, как модернизация рабочего места (75% респондентов), улучшение пакета льгот и вознаграждений (74%), реализация программ непрерывного обучения и развития (73%), внедрение новых гибких методов работы, например удалённая работа (60%). Большинство компаний, идя навстречу профессионалам в области IT, в той или иной мере сочетают различные подходы.

- У IT-специалистов есть запросы с точки зрения обучения, изучения новых продуктов. Мы вкладываемся в это направление и регулярно отправляем людей на обучение. Кроме того, для отдела IT у нас действует проектная система. Не важно, где и когда человек выполняет свою работу; важно, чтобы мы получили результаты в срок и должного качества, – говорит Провкин.

К практике стажировок, участия в хакатонах, специализированных конференциях регулярно прибегает и руководство Silkway Ventures, деятельность 80% сотрудников которой так или иначе связана с цифровыми технологиями.

Что касается развития навыков использования цифровых технологий, то для 61% казахстанских руководителей и 52% СЕО из других стран оно связано в первую очередь с управлением собственными аккаунтами в социальных сетях; 54 и 55% соответственно занимаются настройкой используемого ПО и IT-сервисов; 51 и 49% осуществляют контроль используемых цифровых устройств, а чуть менее 50% там и там самостоятельно используют CRM-системы. Кстати, в числе навыков использования цифровых технологий торговлю криптовалютами упомянули 3% казахстанских участников исследования и 7% иностранных.

По словам председателя правления «Ситибанк Казахстан» Андрея Курилина, применение таких технологичных решений, как, например, видеосвязь, позволяет познакомиться с большим количеством бизнес-партнеров из разных стран и экономит ресурсы компании.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
8269 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
16 июня родились
Именинников сегодня нет
Апрель в цифрах

Экономика Казахстана в цифрах и фактах. Апрель 2019 года.

Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить