Женщины в Казахстане зарабатывают меньше: правда или миф?

18542

Существует ли гендерный разрыв в оплате труда и от каких факторов он зависит? Разбираемся на примере Казахстана и других стран

ФОТО: Depositphotos

Вопрос гендерного равенства в оплате труда и возможностях карьерного роста остается актуальным в мире и в Казахстане. В нашей стране наметилась позитивная динамика в этом вопросе. В 2017 году, по данным Центра исследований гендерной экономики Университета Нархоз, разрыв заработной платы между мужчинами и женщинами составлял 33% в пользу мужчин. В 2020 году, согласно Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, гендерный разрыв составил уже 25%. В 2020 году в Казахстане средняя зарплата мужчин составила 243 524 тенге, а женщин – 182 679 тенге.

На глобальной арене, согласно данным различных исследований, женщины зарабатывают в среднем на 16,1% меньше мужчин. При этом неравенство проявляется не только в оплате труда, но и в других аспектах.

Например, результаты модульного обследования «Использование бюджета времени населением», проводимого Комитетом по статистике Миннацэкономики, показывают, что на неоплачиваемую (домашнюю) работу женщины в среднем тратят 4 часа 20 минут – почти на три часа больше, чем мужчины. За неделю разница составляет 21 час. Данная проблема присуща всем странам, такой неоплачиваемый женский труд называют «второй сменой». Согласно исследованиям  Международной неправительственной организации ActionAid, по итогам анализа 217 развитых и развивающихся стран было установлено, что во всем мире среднее количество дополнительных часов неоплачиваемой работы женщин при ожидаемой продолжительности жизни в 69 лет составляет 23 рабочих года.

Еще один пример неравенства – «стеклянный потолок». Термин появился в 1978 году и к 1991 году стал официальным. Он означает барьер, мешающий человеку подняться вверх по карьерной или социальной лестнице. Понятие получило широкое применение после того, как эксперты Конгресса США подтвердили, что несмотря на возросшее число работающих женщин, руководителей среди них в процентном соотношении гораздо меньше, чем среди мужчин. Специалисты, считают, что в нашем веке «стеклянный потолок треснул», но он еще существует – в 2019 году мужчины составляли до 80% руководителей и членов советов директоров в 500 наиболее крупных компаниях мира.

Существует и такое понятие, как «штраф за материнство» – так называют менее выигрышное положение матерей на рынке труда относительно бездетных женщин. Самая распространенная форма этого «штрафа» — меньшая заработная плата, но на деле дискриминация матерей этим не ограничивается и проявляется также в ухудшении доступа к высокооплачиваемой работе и к работе вообще, в потере карьерных перспектив, в несправедливом отношении руководства.

Исследователи из Университета Чикаго в США выяснили, что опрошенные работодатели в шесть раз чаще были готовы предложить работу бездетной девушке, нежели матери. Более того, женщинам с детьми предлагали зарплату на 8% ниже, чем бездетным кандидаткам. Отцам же предлагали стартовую зарплату на 3% выше, чем бездетным соискателям.

Все эти социальные проблемы постепенно решаются с помощью государства и правозащитников, но двигателем также зачастую выступает бизнес. Например, компания Philip Morris International (PMI) в этом году повторно получила международный сертификат EQUAL-SALARY. Это означает, что женщины и мужчины продолжают получать равную оплату за равный труд на каждом рынке, на котором работает компания, в том числе в Казахстане, и подтверждает, что в компании профессиональный вклад работников ценится одинаково, вне зависимости от их пола. EQUAL-SALARY присуждают аналитики международной аудиторской компании PwС на основе данных об оплате труда, анкетировании сотрудников компании и аудите компании.

«Один из наших организационных фокусов – это развитие культуры инклюзивности и многообразия, – отмечает Алтынай Тезекова, директор направления People & Culture в Philip Morris Kazakhstan. – Инклюзивность лежит в основе нашего успеха в бизнесе. С точки зрения бизнеса, команды с разным составом людей, в которых поддерживается инклюзивная культура, являются более инновационными, ориентированными на потребителя и более эффективными. Мы постоянно внедряем новые гендерно-инклюзивные подходы. Один из них – дополнительный отпуск по уходу за ребенком, который предоставляет больше возможностей как женщинам, так и мужчинам поддерживать баланс между работой и временем для семьи, выстраивая и значимую карьеру, и значимую жизнь в роли родителей».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Philip Morris International достигла своей общекорпоративной цели по улучшению гендерного баланса увеличить долю женщин-руководителей, по крайней мере, до 40% к 2022 году. К числу других инициатив PMI, направленных на более полное достижение гендерного равенства, относятся устранение гендерных предубеждений при оценке талантов, в том числе при подборе персонала, управлении эффективностью деятельности и возможностях карьерного и профессионального развития. А также введение глобальных руководящих принципов гендерно-инклюзивного отпуска по уходу за ребенком, создание сообщества, нацеленного на поддержку и вдохновение женщин, запуск программы развития «Женщины на руководящих должностях». Следующая цель компании — 35% женщин на высших управленческих должностях к 2025 году.

 «Я безмерно горжусь видением, приверженностью и достижениями PMI в обеспечении равных возможностей для всех на рабочем месте, независимо от пола. Достижение этой цели демонстрирует, что наша стратегия инклюзивности и многообразия работает. Я твердо верю, что культура справедливости, инклюзивности и многообразия имеет решающее значение для прогресса PMI в достижении будущего, свободного от табачного дыма, и будет продолжать приносить пользу компании по мере того, как мы будем лучше учитывать интересы наших потребителей», – заявил Яцек Ольчак, главный исполнительный директор PMI.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить