Регламентов нет: чем рискует казахстанский потребитель бездымных табачных продуктов?

3970

Бездымные продукты с никотином нуждаются в регулировании. Требований к безопасности этих систем в Казахстане до сих пор нет

История, случившаяся с вейперами в США, стала уроком для многих правительств. Когда на рынке уже есть новый продукт, но он пока никак не регламентирован – жди беды. Подпольные производители жидкостей для вейпов в Америке использовали эту лазейку, что в результате привело к нанесению ущерба здоровью потребителей. Той печальной истории уже исполнился год, однако в Казахстане по сей день сохраняется похожая ситуация. Рынок бездымных никотинсодержащих систем стремительно растёт. А технического регламента на эти продукты, регулирующего аспекты безопасности, все еще нет.

Между тем Кодексом о здоровье бездымные никотинсодержащие продукты отнесены к табачным изделиям, но при этом не подходят под техрегламент табачных изделий, который устанавливает требования безопасности, так как являются принципиально другими продуктами. В отсутствие отдельного техрегламента это чревато опытом США.

Как отметил вице-президент РОЮЛ «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана» Максим Кононов, нормы Кодекса о здоровье, принятого недавно в нашей стране, только усугубили проблему.

«Кодексом о здоровье определение табачных изделий расширилось: если ранее под ними подразумевались продукты, потребляемые с помощью сосания, жевания, нюхания и курения, то теперь под это определение также подпадают продукты, потребляемые иным способом, отличным от курения – например, с помощью системы для нагрева табака или иных устройств. Тем самым правовое поле Казахстана вступило в противоречие с ЕАЭС. В техрегламенте Таможенного союза под табачными изделиями подразумеваются традиционные курительные изделия. Уравнивание с ними других, новых на сегодня продуктов, создаёт неразрешимое противоречие. По этому поводу Евразийской экономической комиссией проводятся соответствующие работы», – отметил эксперт.

Евразийской комиссией для новой бездымной продукции запланирована разработка отдельного технического регламента. В Единый перечень продукции ЕАЭС уже включена новая позиция под номером 67 – «Никотиносодержащая продукция». Тогда как в Казахстане, поспешно уравняв новые системы с табачными изделиями, по сути, устранились от регулирования как такового. Что само по себе несёт опасность для потребителя.

Вице-президент Ассоциации предпринимателей Карагандинской области, заместитель руководителя экспертной группы по вопросам предпринимательства при межведомственной комиссии по вопросам развития предпринимательства правительства РК, заместитель председателя Гражданского альянса РК Гульнар Курбанбаева отмечает, что на уровне ЕАЭС, в отличие от Казахстана, регулирование пошло по иному пути. Там, как отметила эксперт, исходят из необходимости чётко прописать стандарты и требования для всех новых видов продуктов.

«В России подход к защите потребителей от вреда никотиновой продукции не менее строгий, чем установленный Кодексом о здоровье в Казахстане. При этом в российском законодательстве введено определение «никотиносодержащая продукция» как отдельная категория изделий. Вместе с тем определение традиционных «табачных изделий» в РФ осталось без изменений. Оно не противоречит международным правовым актам, таким как РКБТ ВОЗ и технический регламент на табачную продукцию, как это было допущено в законодательстве Казахстана», – прокомментировала происходящее зампред Гражданского альянса.

«Интересные выводы доступны в результатах научно-исследовательской работы: например, что аэрозоль изделий с нагреваемым табаком содержит на 90% меньше вредных и потенциально вредных веществ по сравнению с дымом сигарет. Однако в ходе лабораторных испытаний подтвердилось, что некоторые производители устройств (вейпов) и жидкостей для них пренебрегают безопасностью продукции, в результате их изделия и устройства доходят до неконтролируемых температур при нагревании – в особенности остаточной жидкости в наполнителях (ёмкостях). В результате уровни формальдегида значительно отклоняются от стандартных измерений тех же сигарет. Эти и другие факторы стали триггером необходимости дополнить единый перечень Союза отдельной позицией – «никотиносодержащая продукция» и установить к такой продукции единые требования, в том числе требования безопасности. Именно этими вопросами сейчас занимается Евразийская экономическая комиссия и её экспертные группы», – объяснила Гульнар Курбанбаева.

«В пылу дебатов об уровне вреда разных видов никотиносодержащей продукции явно не следует недооценивать вопрос безопасности продукции как таковой. А безопасность определяется только путем установления соответствующих требований, которые являются частью технических регламентов. Потребителю нужны не дискуссии, а гарантии», - подчеркнула председатель правления «Национальной лиги потребителей Казахстана» Светлана Романовская.

«В настоящее время такие продукты, как электронные сигареты, системы нагревания табака, другие инновационные системы доставки никотина, остаются нерегулируемыми с точки зрения безопасности. А ведь это главное регулирование, которое должно последовать от государства, чтобы защитить потребителей от некачественной продукции. Ровно год назад на опыте США весь мир получил жёсткий урок: из-за отсутствия требований к безопасности кустарные производители начали добавлять в никотиносодержащую продукцию компоненты и ароматизаторы сомнительного происхождения, что привело к нанесению ущерба здоровью потребителя. Дошло даже до вмешательства президента США Дональда Трампа, который поставил вопрос ребром и дал указание принять обязательные требования к таким товарам, чтобы ограничить обращение продукции недобросовестных производителей. А что мы видим сейчас на рынке Казахстана? Здесь свободно обращается множество видов никотиносодержащих продуктов, в которых отсутствует процесс горения, соответственно – такая продукция потребляется способом, отличным от курения. Оборот таких товаров стремительно растёт. В таких условиях настораживает отсутствие как на уровне Таможенного союза, так и на национальном уровне отдельного технического регулирования. Своевременное выставление чётких требований безопасности к каждому конкретному продукту представляется абсолютно необходимой мерой. Чем быстрее это будет сделано, тем меньше вероятность повторения в нашей стране печальной американской истории», – резюмировала Светлана Романовская.

Следует отметить, что только с сентября нынешнего года на портале Министерства торговли и интеграции был размещён для публичного обсуждения проект национального технического регламента «Требования к никотинсодержащей продукции и наполнителям для систем доставки никотина, в том числе безникотиновым». Лёд тронулся?

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить