Стив Форбс: Разберется ли Дональд Трамп с Джанет Йеллен?

12957

Будем надеяться, что новый президент США проведет капитальный ремонт Федерального резерва, который становится все более вредоносным

Иллюстрация: vestifinance.ru

Появление Джанет Йеллен перед объединенным экономическим комитетом Конгресса вновь обнажило причины, по которым для нашего будущего благосостояния необходимы серьезные преобразования.

Йеллен открыто дала понять, что центральный банк до сих пор хранит верность дискредитировавшей себя теории о том, что процветание вызывает инфляцию: «Экономика в настоящий момент функционирует достаточно близко к уровню полной загруженности, поэтому сохранятся высокие процентные ставки». Идея заключается в следующем: увеличение стоимости денег гарантирует, что экономика не станет слишком сильной. В противном случае работодатели станут активно повышать заработные платы, что может подпитать избыточную инфляцию.

Йеллен путает колебания цен, которые следуют за изменениями спроса и предложения на рынке, с теми, что происходят в результате изменения стоимости доллара. Серьезный ущерб наносит именно неустойчивость американской валюты. Когда ФРС и Министерство финансов начали ослабление доллара в начале 2000-х, взлетели цены на сырьевые товары. Цена на нефть, к примеру, поднялась с $25 до более чем $100 за баррель. Такой головокружительный подъем явился результатом снижения цены доллара, а не нехватки нефти. Для сравнения: цены на широко­экранные телевизоры рухнули с $10 тыс. до сегодняшней стоимости в пару сотен долларов. Это именно результат производительности, а не дефляции.

Подавление процентных ставок Федрезервом стало катастрофой для вкладчиков, денежных фондов, пенсионных фондов, страховых компаний (в особенности по страхованию жизни) и малого бизнеса. В здравомыслящем мире цену денег устанавливают заемщики и кредиторы.

Что же следует сделать Трампу? Надавить на ФРС, чтобы ставки позволили устанавливать рынку. Заставить сократить раздутый портфель: когда приходит срок погашения облигаций, позволить средствам вливаться обратно в финансовую систему вместо их повторного инвестирования. Инициировать изменения технического характера: например, заставить центробанк занимать больше средств у рыночных фондов, чтобы Федеральная национальная ипотечная ассоциация и Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита финансировали его портфель, и меньше брать у банков.

Трампу стоит уволить Йеллен. Хотя она сообщила Конгрессу, что уйдет с поста по окончании срока своих полномочий, которые заканчиваются в феврале 2018-го, тем самым подразумевая, что новый президент ее не уберет.

Центральный банк боролся с Министерством финансов дважды – в конце 1940-х и в начале 1950-х, и оба раза Федрезерву сносили голову. Даже если Трамп решит не увольнять Йеллен, он все равно может провести положительные перемены, назначив Дэвида Малпасса и Джуди Шелтон на свободные позиции в совете директоров ФРС. Оба по-настоящему понимают монетарную политику.

Политкорректная коллегия

Коллегия выборщиков оказалась под градом критики. Хиллари Клинтон набрала больше голосов избирателей, чем Дональд Трамп, но все равно проиграла выборы, так как последний получил большинство голосов выборщиков. Аналогичная история произошла в 2000, когда Джордж Буш вошел в Белый дом, несмотря на то что его оппонент Альберт Гор получил большее число голосов избирателей. Такие ситуации вызывают волну негодования и призывы к прямым выборам.

Но на самом деле коллегия выборщиков является уникальным американским институтом, который служит стране хорошую службу.

Она заставляет кандидатов проводить национальные избирательные кампании, в противном случае они не смогут получить большинство голосов выборщиков. США населяет удивительно неоднородная нация, сочетающая в себе набор самых разнообразных интересов и связей. В Айове республиканцы, как правило, фокусируются на социальных вопросах, тогда как в Нью-Гэмпшире в приоритете экономические проблемы. Никогда не замечали культурных отличий между, скажем, ковбойским Техасом и районом Ист-Виллидж в Нью-Йорке?

Две основные партии США всегда представляли собой сумбурные коалиции непохожих людей и групп, объединенных несколькими общими причинами и принципами. В далеком 1850-м объединяющим ядром только учрежденной Республиканской партии стало выступление за прекращение распространения рабства. Одной из ее крупных групп были непримиримые враги иммиграции, другой – немецкие иммигранты.

Необходимость одержать победу на национальном уровне обычно заставляет кандидатов смягчать свои крайние позиции. К примеру, ближе к концу кампании Трамп стал избегать замечаний об экстрадиции нелегально проживающих в США.

Без коллегии выборщиков быстро распространились бы партии более узкой направленности, что усугубляло бы спорные вопросы, а не решало их.

Прямые выборы потребовали бы проведения второго тура, дабы не позволить разделившемуся электорату привести в Белый дом партию, победившую с 15% голосов. Соперники, попавшие во второй тур, договаривались бы с менее удачливыми партиями о поддержке. Радикальные движения получили бы беспрецедентное влияние.

Когда появляются серьезные кандидаты со стороны, поднимаемые ими вопросы быстро подхватываются одной или обеими основными партиями. Впечатляющая предвыборная гонка Росса Перо в 1992-м заставила демократов и республиканцев сосредоточиться на дефиците бюджета. К концу 1990-х дефицит сменился профицитом.

По иронии система прямого голосования была бы менее демократичной. Она, по сути, лишила бы права голоса избирателей, находящихся за пределами крупных населенных пунктов. Коллегия заставляет кандидатов знакомиться с проблемами избирателей в колеблющихся штатах, будь они большими или нет. Как явно продемонстрировали недавние выборы, миллионы американцев почувствовали, что их проблемы и тревоги игнорируются вашингтонской «элитой». Коллегия выборщиков позаботилась о том, чтобы их голоса были услышаны.

Прямые выборы сосредоточили бы больше власти в Вашингтоне. По всей стране пришлось бы внедрить унифицированные законы и процедуры голосования, чтобы закрыть вопросы правомочности, времени, подсчета и составления отчетов об избирательных бюллетенях. Потребовалось бы большее количество полиции на более чем 175 тыс. избирательных участков для обеспечения порядка и честных выборов.

Это, в свою очередь, повлекло бы за собой злоупотребления в масштабах страны, уходящие корнями в Вашингтон. Доверили бы вы некоему, неизбежно политизированному, агентству (стоит вспомнить хотя бы о налоговом управлении и Министерстве юстиции при Обаме) из Вашингтона обеспечение контроля над президентскими выборами? При такой системе Хиллари Клинтон выиграла бы с подавляющим преимуществом.

У нас было много выборов, когда разница в количестве голосов между победившим и проигравшим оказывалась незначительной. Тем не менее коллегия быстро определяла победителя, за исключением выборов 2000-го, когда во второй раз в истории США и голоса избирателей, и голоса выборщиков были практически равны.

Система же народного голосования в случае результатов, близких к равным, гарантирует бесконечные судебные разбирательства и подтачивает легитимность победителя.

Мы живем в эпоху, когда конституционные положения все более игнорируются, в особенности нынешней администрацией. Существует организация под названием Нацио­нальные прямые выборы, которая пытается обойти наш основополагающий документ. Ее идея состоит в том, чтобы побуждать штаты принимать такие законы, которые будут требовать от выборщиков голосовать не за кандидата, который получил голоса определенного штата, а за кандидата, набравшего больше голосов избирателей на уровне страны. 11 штатов уже приняли такие законы. Норма получит силу, когда на долю принявших подобные законы штатов будет приходиться 270 или более голосов выборщиков.

Давайте прекратим подобные закулисные игры и начнем открытые, честные дебаты! Если люди этой страны хотят новый метод избрания президента, это нужно сделать надлежащим образом – внесением поправок в Конституцию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить