Слово редактора

9954

Рынок образования вслед за миром в целом все более глобализируется, чему способствует развитие IT-технологий

Аскар Аукенов
Фото: Андрей Лунин
Аскар Аукенов

Благодаря, например, интернет-платформе Coursera онлайн-образование отныне доступно для миллионов людей. Здесь можно найти более 1800 курсов от 141 мирового вуза, в числе которых Принстон и Московская высшая школа экономики. При этом стоит такой диплом столько же, сколько обучение в каком-нибудь казахстанском вузе. Хорошо известно и популярно у нас приложение TED, где можно прослушать лекции на самые разные темы от самых компетентных и успешных в этих сферах людей. Широкое распространение получила масса нишевых мобильных приложений, с помощью которых в свободные минуты можно освоить новый язык или, скажем, научиться основам конвергентной журналистики.

Другая тенденция – появление изощренных образовательных методик. Главная их цель – раскрытие креативных способностей учащихся, стимулирование экспериментаторства и нестандартных подходов.

Свободное мышление становится востребованным в глобальной экономике. Знание – уже не то, что механически заучивается или передается от преподавателя студенту, а то, что вырастает из самостоятельной интеллектуальной работы. В школе изобретателя-миллиардера Илона Маска детям предлагают разобрать двигатель и посмотреть, как он устроен, вместо объяснений принципов работы. «Школы в облаке» педагога-новатора Сугаты Митры представляют собой комнату из стекла, где только компьютеры и женщина, следящая за безопасностью детей, а учителя-наставники появляются с общими рекомендациями на большом экране, который в любой момент... можно выключить. В «перевернутых классах» Эрика Мазура материал самостоятельно черпается из интернета в виде аудио и видео, а в классах идет выполнение сугубо практических заданий.

Нельзя сказать, что перечисленные ноу-хау уже становятся обыденностью, но очевидно, что эта сфера стала гораздо более широкой и изменчивой, пытаясь приспособиться к столь же быстро меняющимся знаниям и запросам.

Как на этом фоне выглядит образовательный рынок Казахстана? Если говорить о высшем образовании, то следует отметить, что наши ведущие университеты в последние несколько лет стали ориентироваться на глобальные тенденции – стремятся перенимать лучшие зарубежные методики, следовать международным стандартам, привлекать иностранных преподавателей и менеджеров, участвовать в авторитетных рейтингах, развивать научно-исследовательскую базу. Не удивительно – они давно ощутили усиление конкуренции, борясь за абитуриента, государственные гранты и лучшие профессиональные кадры. (Благо в новых экономических реалиях число их потенциальных клиентов должно увеличиться за счет сокращения оттока в зарубежные вузы, ставшие для казахстанцев еще более дорогим удовольствием.)

Того же нельзя сказать о секторе школьного образования, где за исключением пары десятков сильных частных школ, состав которых почти не меняется, доминируют архаичные госучреждения. Где занимаются по устаревшим программам, изучают массу ненужных предметов, растягивая их на бессмысленную шести­дневку, старшие классы посвящают зубрежке ответов и тренировкам по сдаче ЕНТ. Где шаг в сторону от учебника – недопустимая вольность, где учителя получают скромную зарплату, не имея стимулов для саморазвития. Думается, именно здесь назрели серьезные преобразования.

В этом номере вы также узнаете: куда утекли из Казахстана два Нацфонда; насколько могут вырасти цены на нефть; что беспокоит СЕО казахстанских компаний; почему банки опасаются новых правил МСФО; как обеднели миллиардеры и многое другое.

Приятного чтения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить