Вышел в свет июньский номер журнала Forbes Kazakhstan

7051

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Аскар Аукенов
ФОТО: Андрей Лунин
Аскар Аукенов

Давать прогнозы – это самое неблагодарное дело, считает герой нашей обложки. В подтверждение Азамат Иришев, глава крупнейшей отечественной инвесткомпании SB Capital, приводит историю с недавно обнаруженной на домашней полке советской книгой, в которой очень уверенно и детально расписывались скорая победа коммунизма и полный крах капиталистического строя. В итоге все вышло с точностью до наоборот. «Но то, что мир уже не будет прежним, это точно», – тем не менее резюмирует происходящее в наши дни собеседник.

Иришев – один из участников 23-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира CEO Survey. В Казахстане он проводится уже в восьмой раз, и партнером PwC здесь традиционно выступает Forbes Kazakhstan. В этом году в исследовании приняли участие 1649 руководителей из 83 стран, в том числе 68, работающих в Казахстане.

Меняется нынче действительно все очень быстро. Еще два месяца назад главным вопросом, который волновал топ-менеджеров и предпринимателей, чему было посвящено большинство статей и интервью, было то, как перестроить свою работу в период ЧП и карантина, продолжить хоть что-то зарабатывать, а зачастую просто выжить. Ведь на пандемию наложились падение цен на нефть, обвал мировых фондовых рынков и девальвация тенге. Но вот карантинные меры смягчаются, на рынках – отскок, цена на нефть поползла вверх, а тенге (пока) стабилизировался.

На первое же место вышел вопрос о том, как изменился мир после пандемии и как с этим быть. Каким образом нужно поменяться самому, чтобы не уйти в прошлое, а, напротив, воспользоваться шансами и вый­ти в лидеры, занять новые ниши и рынки. Фактически все СЕО, с кем мы разговаривали, признали, что многие планы и расчеты, которые составлялись в конце прошлого – начале текущего года, теперь можно выбросить в мусорное ведро. Главная же проблема, которая волнует руководителей компаний, – каким образом и как прочно изменились поведенческие привычки их целевой аудитории. Ведь от этого зависит, насколько успешно компании встроятся в новую реальность.

Действительно ли мир уже не будет прежним, а пандемия кардинально и бесповоротно изменила психологию человека? Я бы не был здесь категоричен. Если в самый разгар пандемии и вправду было некое общее ощущение «конца света», люди чувствовали себя персонажами апокалиптического блокбастера и казалось, что старый порядок вещей умер, то сейчас мы видим: если что-то и поменялось, то не столь уж сильно. Да, кто-то по-прежнему старается соблюдать социальное дистанцирование, носит маску и постоянно пользуется антисептиком. Но многие другие уже обо всем позабыли (или хотят быстрее забыть), заполонив собой сначала парки и улицы, а с недавних пор – ТРЦ и «летники». Кто-то откажется надолго от дальних поездок, но многие ждут не дождутся возможности отправиться на море. Кто-то предпочтет и дальше работать дистанционно, но остальные с нетерпением жаждут «нормальной» работы, чтобы регулярно менять обстановку.

Что на самом деле, вероятно, изменится? Люди будут намного более охотно пользоваться сервисами доставки и услугами онлайн-магазинов, что даст новый импульс развитию интернет-торговли и услуг. Вместе с тем они будут больше ценить офлайн-удовольствия. Гораздо менее популярным станет использование наличных – в пользу бесконтактных технологий. Люди будут стараться ограничить круг офлайн-общения теми, в ком на самом деле нуждаются. Число необязательных контактов максимально сузится. Они сильнее задумаются над тем, насколько их устраивают нынешнее место и условия проживания. Стриминговые сервисы и онлайн-развлечения будут бурно развиваться.

Но в целом, как говорится в бессмертном произведении, это по-прежнему «люди как люди». Любят деньги, легкомысленны…

Приятного чтения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить