Вышел в свет сентябрьский номер журнала Forbes Kazakhstan

12962

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Аскар Аукенов
ФОТО: © Андрей Лунин
Аскар Аукенов

Интерес медиа и широкой общественности к теме образования вспыхивает дважды в год – во время сдачи ЕНТ и накануне учебного года. И всегда это повод для критики и недовольства. Сама модель тестирования, содержание вопросов и странные результаты. Осенью – нехватка мест в школах, отсутствие в них элементарных удобств, требование школьной формы. Сфера же высшего образования вообще отличается скандалами – будь то сомнительность ряда вузов, торговля университетскими землями, харрасмент и прочее.  Даже вроде бы позитивные «образовательные» новости выглядят одиозными. Так, отчего-то модно преподносить прием казахстанских выпускников в зарубежные вузы в качестве некоего достижения. На мой взгляд, провинциализм и комплексы. Мы настолько невысокого мнения о способностях своей молодежи, уровне школьной подготовки и качестве собственных университетов?

Думается, не всё так плачевно. Просто есть конкретные вопросы, которые нужно решить и о которых говорится уже много лет. Во-первых, строить больше современных государственных школ, чтобы не было переполненных классов на все буквы алфавита и не приходилось давать взятку директору за зачисление ребенка. Во-вторых, сделать профессию учителя хорошо оплачиваемой, а специальность – престижной. Чтобы в учителя шли, не потому что в другой вуз поступить сложно или не удалось устроиться на более привлекательную работу. В принципе, это всё. Ну и избавить детей и родителей от ненужных забот вроде формы, а также от периодически возникающих по чьей-то прихоти предметов вроде самопознания или «уроков счастья», которые когда-то пытались преподавать моей дочери (сразу сказал – не ходить). Да, мы пишем о нестандартных методиках, появляющихся в мире. О школах без стен, без учебников и без преподавателей. Но мне кажется, что всё это хорошо именно как альтернатива, которая может кому-то пригодиться и поставлять удачные идеи. Классическая же школа с базовыми предметами должна оставаться основой. Ведь математика и физика никуда не денутся. Что касается вузов, то, полагаю, следует строго мониторить качество их услуг, без сожаления отзывая лицензии у шарлатанов и халтурщиков.

В Казахстане есть примеры проверенных временем образовательных брендов. Это знаменитая РФМШ, «знак качества» еще с советского периода, откуда вышло немало представителей интеллектуальной, управленческой и бизнес-­элиты. КТЛы, во многом сформировавшие класс молодых качественных специалистов. В последнее время – НИШи. Это Назарбаев Университет, наш единственный исследовательский вуз международного уровня. Последовательно развивающийся, в том числе в материально-техническом отношении Нархоз, который не боится экспериментировать с зарубежными специалистами и методиками. Казахстанско-Немецкий университет, готовящий спецов для концернов вроде Mercedes-Benz. Кстати, не хотелось бы, чтобы эти успешные кейсы были разрушены в угоду сиюминутным политическим соображениям, как едва не произошло в свое время с КТЛами. И не важно, как они будут в итоге называться.

Радует появление в СКО филиала Университета Аризоны: новые менталитет, опыт и методики, тем более из страны с такими традициями в высшем образовании, пойдут на пользу всей системе. Регулярно читаю исследование Forbes «100 лучших колледжей и университетов Америки» и восхищаюсь. C 1930-х выпускники Стэнфорда основали порядка 40 тысяч компаний, которые принесли около трех триллионов долларов годового дохода. Если их сложить, могла бы получиться одна из крупнейших экономик мира. Через 20 лет после окончания Уэслей-колледжа (Массачусетс) 60% выпускников, среди которых Хиллари Клинтон и Мадлен Олбрайт, работают на руководящих должностях. Университет Джона Хопкинса в 2020 году потратил на исследования более трех миллиардов долларов. Есть к чему стремиться.

Скоро мы будем наблюдать последствия уникального глобального эксперимента, когда на протяжении почти года школы и вузы обучали дистанционно. Ряд экспертов настроен пессимистично, считая этот год потерянным и призывая «переиграть». Другие, напротив, полагают, что это был полезный опыт, который даст образованию новый импульс. Что ж, посмотрим.

Успехов всем!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить