Вышел в свет октябрьский номер журнала Forbes Kazakhstan

7056

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Аскар Аукенов
ФОТО: © Андрей Лунин
Аскар Аукенов

Нетрудно заметить, что такие категории, как влияние и дружба, взаимосвязаны. Не зря один из бестселлеров Дейла Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Если изучить списки самых богатых и влиятельных Forbes – американский, российский или казахстанский, – то выяснится, что значительная часть входящих в них совладельцев бизнесов дружила еще в юности. Довольно часто дружеские отношения начинаются в студенческие годы, затем переходя в совместное дело. Что неудивительно, ведь именно в университете собираются близкие по духу люди со схожими интересами, тогда как в школе набор учащихся случаен.

Миллионеры любят рассказывать, как параллельно с учебой (а иногда и вместо нее) пытались с будущими бизнес-партнерами начать самостоятельное дело. И неважно, что в случае с американцами это обычно гараж родителей или вузовская лаборатория в неурочное время, а у выходцев из СНГ – перепродажа товаров народного потребления или подработка у любимого профессора.

Хотя остается дискутируемым вопрос – следует ли заводить бизнес с друзьями или лучше начинать дружить с деловыми партнерами, тем не менее такая закономерность существует, в том числе касательно рейтинга влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan. В нашем случае это также зачастую отношения, возникшие на рубеже 1990-х, в период зарождения частного бизнеса, который принято называть «лихим». Тогда многие участники рейтинга как раз оканчивали или только окончили вуз, пытаясь заработать первые деньги, в то время как традиционная экономика переживала коллапс. А в трудностях, в рискованных начинаниях, как известно, формируется самая крепкая дружба на долгие годы.

В то же время дружба – понятие идеалистическое, некий абсолют определенных отношений. Как, скажем, любовь, патриотизм и прочее. И подобно всякой идеалистической, но перманентно владеющей умами всех людей категории, она нередко используется для совершенно конкретных целей. Например, того же влияния, а через него материальных задач – бизнес-, властных или карьерных. Рациональные люди, в том числе бизнесмены, прекрасно знают, что дружба часто целенаправленно заводится с конкретными персонами – обычно с сильными и влиятельными мира сего либо с ключевыми фигурами в каких-либо сферах, чтобы воспользоваться этим влиянием и связями для движения к цели. В этом нет ничего печального – просто такова природа человека и система человеческих взаимоотношений. Во все эпохи многозначительно и весомо звучала фраза: «У него влиятельные друзья». Что, конечно, не означало «платоническую» дружбу в идеалистическом смысле, который оставлялся романистам и гимназистам. Но от того эти отношения не всегда бывают менее ценными. Нередко это действительно надежность, доверие, взаимовыручка, честность, смелость – в разумных пределах. Потому модные «коучи» советуют заводить нужных друзей, чтобы увеличить собственное влияние и добиться успеха в своем деле. А «коуч» Авраам Линкольн говорил, что побеждает своих врагов тем, что превращает их в друзей.

В свою очередь, не следует забывать, что под прикрытием дружбы кто-то может стремиться заполучить влияние над вами – и не всегда с безобидными для вас целями. Об этом так или иначе говорили в разные времена видные мыслители. Кстати, в равной степени это относится к внешней политике и отношениям между государствами. Бывает, твой «лучший друг» по соседству, который не устает декларировать теплое к тебе отношение, вдруг оборачивается коварным лисом, стремящимся заполучить что-то ценное, принадлежащее тебе, установить над тобой влияние в угоду собственным интересам. А то и вовсе становится лютым недругом-захватчиком. Так что дружите с умом – во всех смыслах.

Приятного чтения!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить