Вышел в свет мартовский номер журнала Forbes Kazakhstan

7486

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Аскар Аукенов
ФОТО: Андрей Лунин
Аскар Аукенов

Минувший год выдался неудачным для и без того перманентно критикуемой отечественной системы образования. В декабре Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты теста PISA-2018, оценивающего знания 15-летних школьников по математике, естествознанию и читательской грамотности. Казахстанские подростки и раньше демонстрировали результат значительно ниже среднего по странам ОЭСР, а в этот раз и вовсе впервые показали общее снижение уровня.

«Предыдущие отчеты ОЭСР также указывают на необходимость поддержки социально уязвимых учащихся или учащихся, имеющих трудности в обучении. Образование необходимо сделать более актуальным и соответствующим потребностям рынка труда, интересам учащихся и будущим потребностям», – рекомендует организация.

Сложно не согласиться. Пока существует значительный разрыв в качестве образования в городах и отдаленных районах (где зачастую один преподаватель ведет два-три разных предмета, в одном классе собраны дети разных возрастов и нет доступа к интернету), Казахстану вряд ли удастся добиться сколь-нибудь приемлемых международных показателей. А главное – обеспечить высокий средний образовательный уровень населения, что необходимо в современном мире, где страны конкурируют между собой не столько природными ресурсами, сколько человеческим капиталом и технологическим развитием.

Последнее зависит и от продвинутости образовательных методик, гибкости системы образования. Какие-то шаги в этом плане делаются, но медленно. Взять такую, казалось бы, очевидную вещь, как электронные учебники, которые призваны освободить детей от таскания тяжелых рюкзаков, сделать выполнение домашних заданий удобным, разнообразить образовательный контент, добавив к нему мультимедийность и интерактивность, и тем самым обеспечить большую вовлеченность каждого ученика в процесс. Платформы Opiq.kz и BilimLand.kz от компаний «Алматыкiтап» и BMG соответственно пока тестируются и предлагаются школам в качестве добровольного подспорья. Разработчикам, по их признанию, приходится сталкиваться с консервативностью МОН, многоуровневыми проверками и стандартами. А министр образования Асхат Аймагамбетов (редакции не удалось получить от него согласия на интервью) в прошлом году заявил: «Лично я, как родитель, своему ребенку дам бумажную версию учебников».

Между тем сектор частных игроков, занимающихся предоставлением образовательных услуг, активно развивается, не зацикливаясь на том, собирается ли обращать на него внимание государство. Так, компания Sapsan 29-летней Айгерим Жусуповой, участницы рейтинга «30 моложе 30 Казахстан» – 2019, специализируется на разработке программ для дополнительного образования в самых разных направлениях, от английского языка до скорочтения, успешно продает франшизу и уже вышла на рынки России и Кыргызстана. А проект Qmobot выпускников Назарбаев Университета Кенжегали Нургалиева и Бауыржана Оспана учит желающих робототехнике и выходит на рынок Турции.

Увеличивается среди предпринимателей число меценатов, поддерживающих школы и вузы, открывающих собственные образовательные проекты.

Неважно сложился год и для казахстанских вузов. Большинство из наших представителей в QS World University Rankings серьезно сдали свои позиции. Лишь КазНУ имени аль-Фараби поднялся на 207-е место, что считается значительным достижением. Слова президента Токаева по поводу необходимости принять меры в отношении вузов, которые просто «печатают дипломы», и проверка, устроенная МОН в трех с лишним десятках университетов, вероятно, говорят о том, что на проблему обратили внимание. Ведь избыток дипломированных специалистов, не могущих найти работу или занимающихся чем придется ввиду низкого уровня подготовки, налицо. Есть, конечно, проверенные зарубежные вузы, куда с удовольствием отправят специальные агентства, однако этот рынок претерпевает сложности из-за снижения курса нацвалюты и платежеспособности населения.

Так или иначе, изменения в отечественном образовании неизбежны. Если, разумеется, мы хотим развиваться.

Приятного чтения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube