Слово редактора

6986

Аскар Аукенов
Фото: Андрей Лунин
Аскар Аукенов

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут», – писал Аристипп. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться», – отмечал Леонардо да Винчи. «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни», – констатировал Сенека.

Удивительно, но по этим изречениям можно видеть, что проблемы образования, которые сейчас активно обсуждаются во всем мире, были столь же актуальны несколько веков назад. Хотя нам иногда кажется, что это некое веяние нового времени. Впрочем, время, конечно, вносит некоторые нюансы.

Как и много лет назад, идут дискуссии по поводу нужности или ненужности преподавания тех или иных предметов и теоретических знаний в стенах школы. (Например, один из часто встречающихся вопросов – «Кому хоть раз в жизни пригодился косинус?») Дебатируются также сами образовательные модели. Так, популярно мнение, что, поскольку сегодня любую познавательную и научную информацию можно найти в свободном доступе в интернете, задачей наставника перестает быть чтение лекций. Ныне он скорее должен задавать векторы и стимулировать инициативу и креативный потенциал студентов, давать навыки командной работы и понимание практического применения знаний. В частности, это касается метода проектного обучения, когда группа учеников ведет разработку конкретного проекта, предполагающего решение комплекса задач, лежащих в различных областях науки (физики, химии, биологии и т. д.). То же самое происходит в высшем образовании, где становится все больше специальностей, лежащих на стыке разных отраслей. Есть авторские школы, где не ставят оценок, где нет классов в привычном понимании и где детям дается большая творческая свобода.

В то же время не все столь однозначно в этих новых веяниях. Скажем, в Казахстане родители спорят по поводу новых учебников: одним они нравятся, поскольку предлагают решение задач и разбор тем в непринужденной форме, другие же считают их кошмаром, призывая вернуть старые добрые советские учебники. В США, где эксперименты с образовательными моделями начались уже достаточно давно, часть родителей начинают испытывать разочарование от не оправдавших ожиданий продвинутых школ, в некоторые из которых инвестировали известные бизнесмены-филантропы вроде Гейтса или Цукерберга. Выясняется, что спустя продолжительное время после посещения этих заведений дети не знают элементарных фундаментальных вещей и не готовы поступать в университеты. Испуганным родителям приходится спешно возвращать отпрысков в лоно классических государственных школ.

Как оно на самом деле правильно, уверенно сказать вряд ли кто возьмется. Слишком много факторов и слишком много быстрых изменений. Например, среди экспертов и СМИ модным стало составлять всевозможные списки профессий завтрашнего дня, а также перечни специальностей, которые умрут через 10–20 лет. Подчас эти материалы напоминают научную и не очень фантастику – и здесь, скорее всего, будет так же, как происходит с ее предсказаниями: что-то неожиданно сбудется, что-то окажется недостижимым, а над чем-то будут смеяться. Блокчейн, умные вещи, искусственный интеллект и др. – эти технологии в последнее время часто назывались основой ближайших изменений экономики и жизни в целом. Однако энтузиазм в отношении некоторых быстро спал, поскольку выяснилось, что пока либо сложно найти им применение, помимо узких сфер, либо они просто проигрывают в эффективности другим технологиям. В то же время в западных школах и вузах вовсю получает развитие преподавание такого направления, как умение работать с огромными потоками информации, анализировать ее, делать фактчекинг, разделять полезные и фейковые сведения.

Вероятно, жизнь, как обычно, сама подскажет верный путь. Мне представляется, что базовые дисциплины останутся незыблемыми, но у учащихся будет все больше возможностей и свободы для получения дополнительных знаний. Плюс образовательные отрезки станут короче – не будет школы в 11 классов и вуза в пять лет. Скорее будут общие фундаментальные программы и множество компактных программ в половину-два года, после каждой из которых студент сможет выбирать, куда ему двигаться дальше. Ведь прав был да Винчи: учеба на самом деле непрерывный бесконечный процесс.

Приятного чтения.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить