Вышел в свет августовский номер журнала Forbes Kazakhstan

По традиции новый выпуск издания представляет его главный редактор Аскар Аукенов

Аскар Аукенов
ФОТО: © Андрей Лунин
Аскар Аукенов

Не помню точно, когда окончательно решил отказаться от мысли стать автовладельцем. Изначально, как любой выходец из советского прошлого, я нес в своем сознании стереотип, что обладание автомобилем является одной из главных составляющих успеха, престижа и достатка. И в тот момент, когда стал зарабатывать достаточно, чтобы задуматься о приобретении авто, подобные мысли стали регулярно посещать мою голову. Тому способствовали друзья, которые активно уговаривали меня присоединиться к клубу автолюбителей, убеждая, как это здорово – вместе ездить на природу, наслаждаться свободой и скоростью. Мне самому нравился вид новеньких авто, мысленно я уже выбирал себе модель, представляя, как круто буду смотреться за рулем. В детстве меня учил водить отец, друзья в студенческие годы брали на автодром, а позднее давали «порулить» во время поездок на рыбалку. Но я так и не «обратился».

Во-первых, в какой-то момент задумался, что, возможно, мне вообще не стоит управлять транспортным средством. В пользу этого говорили «стукнутая» отцовская машина, разбитый на отдыхе арендный мопед и сломанное ребро после гонок на безобидном карте. Кроме того, я всегда слишком ценил собственный душевный комфорт и спокойствие. Видя, как нервничают знакомые, будучи за рулем, – из-за усиливающихся пробок, нерадивых участников движения, алчных дорожных полицейских, автоворов, отсутствия парковок, – осознал, что это для меня слишком большая цена. Периодически чувствуя себя из-за этого немного гиком.

Сегодня я наблюдаю, как в сферах автоиндустрии, городской мобильности, общественного отношения к автовладению происходит настоящая революция. Прежде всего это касается стремительного распространения электрокаров. Еще каких-то 15 лет назад журналистам в зарубежных пресс-турах показывали экспериментальные авто на электрической тяге, имевшие экзотичный вид и стоившие безумные деньги. Теперь Tesla – предмет культа, законодатель мод в индустрии. По данным BCG, доля мирового рынка электрифицированных транспортных средств выросла с 8% в 2019 году до 12% в 2020-м. К 2026 году на электрокары будет приходиться более половины продаваемых в мире легковых авто.

Другой тренд – автомобиль превращается в айфон на колесах. Раньше реклама подчеркивала агрессивный дизайн, мощность двигателя и спортивные настройки выхлопной системы. Нынешние потребители придают значение персонализации, экологичности и практичности. Эксперты считают, что будущее автомобилестроения – машины на основе ПО, которое можно настраивать и обновлять, как у смартфонов. Оно будет распознавать пожелания потребителей (например, рекомендовать музыку или дистанционно охлаждать дом перед приездом). Такое ПО должно включать в себя функции автономного управления автомобилем и предотвращения аварийных ситуаций. Подобно IT-компаниям, автоконцерны научатся собирать обширные массивы данных о водителях, пассажирах, их передвижениях и привычках, о состоянии самого авто. С помощью интернета машины будут взаимодействовать друг с другом.

Еще тренд – люди начинают сомневаться в целесообразности покупки авто. В Пекине бесплатный велопрокат стал настолько популярен, что многие горожане вовсе перестали пользоваться автомобилями. Ненужные авто выстроились вдоль дорог, усилились заторы. В мире быстро растет количество электросамокатов и их сервисов. Пока пандемия сыграла на руку автопроизводителям – ведь внутри авто ты чувствуешь себя более защищенным, к тому же некоторые использовали на приобретение машины деньги, отложенные на путешествия. Однако удобные экосистемы, дающие возможность быстро добраться до нужного места на разных видах транспорта – общественном наземном и подземном, электросамокатах и электровелосипедах, – вполне могут побудить многих отказаться от вождения, по крайней мере в городах.

Помимо уже популярного каршеринга с ростом экономики совместного пользования и услуг по подписке, от Airbnb до Netflix, появление подписки на авто было лишь вопросом времени. Потребитель вносит ежемесячную плату, в которую включены техобслуживание, ремонт, помощь на дороге, регистрационные сборы, страхование и налоги. Чем дольше срок, тем ниже плата. Эксперты полагают, что через 10 лет этот рынок будет весить от $30 до 40 млрд.

К перечисленному можно добавить продолжающиеся испытания автономных авто. А также вспомнить о состоявшемся недавно первом полете Aircar – летающего автомобиля, и о ряде подобных стартапов. Вероятно, автомобили не исчезнут, но сильно видоизменятся, и люди будут пользоваться ими по-другому. Так что вряд ли мне стоит гоняться за вчерашним днем.

Приятного чтения.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3900 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
29 ноября родились
Бахыт Султанов
министр торговли и интеграции
Нуржан Субханбердин
бизнесмен
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить