Как пандемия сказалась на компаниях участников рейтинга

10626

Больнее всего пандемия ударила по ТРЦ и сфере развлечений

ФОТО: Андрей Лунин

Forbes Kazakhstan провел опрос крупных компаний, принадлежащих участникам рейтинга, чтобы выяснить, как и чем первое полугодие 2020 года отличалось для них от аналогичного периода 2019-го. Нас интересовали динамика выручки, прибыли, себестоимости продукции, а также прогнозы по итогам года. На наши вопросы ответили 27 компаний, представляющих разные сектора экономики. Кроме того, были проанализированы данные компаний участников рейтинга, чья отчетность имеется в публичном доступе.

Из 32 отобранных компаний выручка снизилась у 15. Больнее всего пандемия ударила по ТРЦ и сфере развлечений. В среднем выручка у крупнейших ТРЦ, кинотеатров и зон отдыха упала более чем на 50%. Следом идет нефтяная отрасль – компании потеряли более 25% выручки.

Выиграли больше всего золотодобытчики – их выручка выросла в среднем на 62%. В августе цена золота достигла исторического максимума, превысив $2000 за унцию. Citibank прогнозирует увеличение цены до $2050 к концу сентября, UBS считает, что она в ближайшее время может достичь отметки в $2300, а Bank of America полагает, что за 18 месяцев цена достигнет $3000. Позитивна тенденция и у строителей – средний рост компаний составил 22,7%.

Нефть

В конце первой декады марта отрасль получила двойной удар падения спроса и перепроизводства.

Согласно информации KASE, чистая прибыль АО «Каспий нефть» за первое полугодие составила $23,5 млн, что ниже аналогичного показателя 2019 года на 52% ($48,6 млн).

Одна из нефтяных компаний на условиях анонимности сообщила, что ее выручка в первом полугодии упала более чем на 40%, EBITDA – на 36%. Компания прогнозирует, что по итогам года снижение выручки сохранится на уровне 40%.

У ТОО «Kazpetrol Group» выручка снизилась всего на 8%, но связано это с тем, что в его структуру входит сеть заправок Compass, 50% выручки которой формируют магазины и кафе, размещенные на АЗС.

ГМК

В первом полугодии доходы KAZ Minerals от реализации составили $991 млн, снизившись в сравнении с показателем января – июня 2019 года на 5,8%. EBITDA составила $559 ($620 млн), операционный доход – $357 млн ($410 млн соответственно). Однако благодаря увеличению объемов продажи меди, росту доходов от добычи золота в качестве попутной продукции и ослаблению обменного курса тенге чистая денежная себестоимость снизилась до 68 центов с прошлогодних 80. Компания считает долгосрочные перспективы положительными.

По компаниям ERG – «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», «Алюминий Казахстана», «Казахстанский электролизный завод», «Евроазиатская энергетическая корпорация» – чистая выручка по сравнению с первым полугодием 2019 года снизилась на 6% (в основном за счет падения цен на алюминий). EBITDA выросла на 13%, себестоимость реализованной продукции снизилась на 5,6%. Выручка «Казхрома» сократилась на 15,7%, до 305,6 млрд тенге. Из пояснительной записки к отчету следует, что это обусловлено снижением цен и объемов.

У компаний Kusto Group – «Костанайские минералы», – выручка с начала года выросла на 23%, но в группе утверждают, что это в пределах ежегодных флуктуаций спроса.

Чистая прибыль АО «Алтыналмас» за первое полугодие составила $51,3 млн, что на 38% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Себестоимость реализованной продукции увеличилась на 15%.

Чистая прибыль АО «AltynEx Company» составила $15,3 млн – на 87,5% больше, чем в первом полугодии 2019 года. Себестоимость реализованной продукции снизилась на 25%, до $7,1 млн.

Строительство и стройиндустрия

Крупнейшие компании отрасли неплохо переносят COVID-19 и даже увеличивают объемы.

Так, выручка строительного холдинга Bazis-A выросла на 65% к первому полугодию 2019-го. Себестоимость увеличилась всего на 2%. По итогам года ожидается рост выручки на 68%.

Выручка Alina Group увеличилась на 12%, EBITDA – на 79%. Но выросла и себестоимость продукции – на 13%, в связи с ростом курса доллара, поскольку значительная часть компонентов импортная. Ожидания по году – рост объемов продаж на 19%, выручки – на 20%, себестоимости – на 19%.

Еще у одного производителя стройматериалов, предоставившего данные на условиях анонимности, динамика значительно слабее, хотя тоже положительная: рост выручки – на 3,7%, ожидания по году – рост на 3–5%. Однако и себестоимость выросла значительно – на 8,5%.

Одна из строительных компаний также сообщила, что при росте выручки на 34% EBITDA снизилась на 26%, а себестоимость повысилась на 43%. Таким образом, рост объемов в строительном секторе не всегда коррелирует с ростом прибыли – из-за снижения курса тенге растут затраты.

Машиностроение

Выручка Alageum Electric выросла на 5% при планируемом росте около 30%. Однако прибыль до налогообложения осталась на прошлогоднем уровне в результате снижения маржинальности из-за активного демпинга со стороны конкурентов и девальвации тенге. Себестоимость выросла на 5–7%. Кроме того, в результате карантина пришлось приостанавливать производство, при этом выплаты сотрудникам продолжались, что увеличило затраты. Компания не исключает сокращения персонала, в случае если модернизация энергетической инфраструктуры будет приостановлена.

Выручка «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» выросла на 2%. Себестоимость увеличилась на 3%, что в компании считают достижением, поскольку удалось удержать ее рост ниже инфляции. К концу года в группе ожидают стабилизации рынка, возврата к нормальному соотношению спроса и предложения на новые авто и уменьшения логистических потерь.

Выручка «Астана Моторс» оказалась выше на 34%, чем за январь – июнь прошлого года. Рост продаж объясняется наличием доступных программ льготного кредитования, как собственных, так и государственных. Также влияние оказали отложенный спрос, сдерживание цен и расширение дилерской сети. EBITDA выросла на 32%. Компания была вынуждена провести поэтапные корректировки стоимости на импортируемые авто в коридоре 7–10%. Однако на машины Hyundai, произведенные в Казахстане, изменение цен колеблется всего на уровне 1–2%, а стоимость таких моделей как Sonata и Creta, даже снизилась на 3–5% за счет новых комплектаций. Ожидания – снижение потребительского спроса в результате экономического спада. Тем не менее в октябре компания планирует завершить строительство завода Hyundai Trans Kazakhstan в Алматы. В Нур-Султане идет строительство многофункционального хаба по продаже автомобилей с пробегом.

По данным АКАБ, за первые пять месяцев нынешнего года автомобильный рынок в Казахстане вырос на 6%.

Транспорт

Закрытие границ ударило по логистической отрасли. Однако больно было не всем – сильнее всего пострадала наземная и узкоспециализированная логистика.

Рост выручки АО «Circle Maritime Invest» относительно первого полугодия 2019 года составил 6,7%. EBITDA выросла на 18,2%, рентабельность по EBITDA/выручка – на 5,7%. Себестоимость тоже подросла – на 2,4%, что обусловлено оплатой вынужденных простоев и переработок по флоту, связанных с COVID-19. Ожидания по году – рост выручки на 4%, EBITDA и рентабельность – на уровне прошлого года, рост себестоимости – на 4%.

Чистая прибыль ТОО «Исткомтранс» снизилась на 42,8%, до $12,8 млн. Себестоимость реализации составила $21,5 млн – это выше показателя января – июня 2019 года на 23,5%.

Ретейл электроники

Нарастить свою прибыль смогли те игроки, которые быстро адаптировались к онлайн-торговле и минимизировали логистические издержки. По данным правительства, в первом полугодии объем электронной торговли в розничном товарообороте вырос более чем в 1,5 раза.

Выручка сети «Технодом» снизилась на 22%, прибыль до налогообложения – на 24%. При этом закупочные цены существенно не возросли. «В случае смягчения карантина с августа прогнозируется снижение выручки в общем на 15% по отношению к 2019 году. В случае возврата к ограничительным мерам осенью снижение годовых продаж может быть больше», – прогнозируют в компании. Также к концу года, вероятно, объем выплаты налогов снизится на 15–20%.

Sulpak отмечает несущественный, но прирост продаж по сравнению с первым полугодием 2019-го и более заметный рост прибыли, однако цифры не называет. Ожидания по году – небольшой прирост продаж, рост доходности и налоговых платежей.

Рост продаж ALSER составил 23%. Компания, специализирующаяся на компьютерах и периферии, связывает это с переходом населения на удаленную работу и учебу, а также со своим опытом онлайн-продаж. Наличие собственной логистический инфраструктуры позволило качественно организовать процесс доставки товаров по всей территории РК. Себестоимость также выросла в связи с падением курса тенге. «Прогнозы делать очень сложно, потому что нет понимания, в каком режиме будет жить страна в октябре-ноябре, когда ожидается вторая волна пандемии. Компания с апреля перешла на планирование в горизонте 30–90 дней и оперативно пересматривает все основные параметры, исходя из текущей ситуации. В целом мы перевыполняем планы, утвержденные в начале года (до пандемии). Прилагаем все усилия, чтобы сохранить данную тенденцию и получить прибыль по итогам года в размере 1 млрд тенге», – говорят в ALSER.

ТРЦ, развлечения

Самый пострадавший от COVID-19 вид бизнеса. В среднем доходы представителей этого сектора упали на 50%, и прогнозы на конец года неутешительны. Все зависит от того, смогут ли власти разработать механизмы дальнейшего функционирования мест развлечений в условиях распространения вируса. Также немаловажно, сможет ли сам бизнес адаптироваться к новым реалиям.

Выручка по сети ТРЦ MEGA снизилась более чем на 40% в сравнении с первым полугодием 2019 года. EBITDA – почти на 50%. Компания сделала скидки на фиксированные арендные ставки своим арендаторам, а в периоды приостановки деятельности вовсе не взимала арендные платежи и не выставляла счета за коммунальные и эксплуатационные расходы. MEGA продолжит инвестировать в IT-решения, которые призваны стимулировать продажи. В сентябре будет запущена модернизированная программа лояльности для посетителей и арендаторов.

Выручка алматинского ТРЦ Dostyk Plaza снизилась на 27%, EBITDA – на 28%, себестоимость – на 3%. Выручка Shymkent Plaza снизилась на 29%, EBITDA – на 25%, себестоимость – на 1%. Прогноз по году: при сохранении закрытия в выходные дни и ограничения деятельности якорных арендаторов (кинотеатры, фудкорты) выручка и EBITDA продолжат снижение до 30–40%. В 2020 году оба ТРЦ не функционировали суммарно более 100 дней.

Выручка сети кинотеатров Cinemax упала на 56%, EBITDA – на 59%. «На текущий момент отсутствует надежная информация по снятию/смягчению ограничений деятельности, что не позволяет создать базу для прогнозирования показателей выручки и EBITDA. В структуре себестоимости изменения отсутствуют, данный показатель напрямую зависит от выручки и будет уменьшаться/расти пропорционально», – пояснили в компании.

Кинотеатры в стране закрыты уже более 170 дней.

Выручка горного курорта-­отеля Oi-Qaragai Lesnaya Skazka близ Алматы увеличилась на 4% и составила $1,9 млн. EBITDA снизилась на 59%, себестоимость – на 30%. Прогнозы по году: объемы выручки могут составить $5,3 млн, что больше результата прошлого года на 29%. Кроме того, прогнозируется увеличение себестоимости на 14% и рост EBITDA на 12%.

Коммунальный сектор

Объем выручки АО «ЦАЭК» выше на 3% аналогичного периода 2019 года, себестоимость – на 9%, EBITDA снизилась на 14%. «По прогнозам аналитиков, ожидается падение энергопотребления во втором полугодии до 8–10% и, как следствие, снижение налоговых платежей», – отмечают в компании.

Производство продуктов питания

Объем производства в натуральном выражении в RG Brands вырос на 11%, выручка составила 36 млрд тенге и выросла на 18%, EBITDA – на 59%, себестоимость – на 6%. В первом квартале выручка и EBITDA превысили показатели соответствующего периода прошлого года. RG Brands активно инвестировала в маркетинговые кампании и улучшала эффективность расходов, от чего ожидает положительный экономический эффект в течение всего года. Во втором квартале в связи с введением ЧП и карантина, девальвацией тенге, ограничениями в торговле и деловой активности произошло падение темпов роста основных показателей и объемы продаж практически вернулись на уровень годичной давности (рост на 6%). Однако за счет сбалансированной системы управления расходами EBITDA вырос на 45%.

В третьем квартале ожидается сокращение объемов реализации на 2%, роста выручки – на 9%, EBITDA – на 15%. В четвертом квартале прогнозируется постепенное восстановление покупательского спроса, рост объема реализации в лит­рах – на 4%, выручки – на 19%, EBITDA – на 32%.

Выручка KazBeef Group в первом полугодии выросла на 8% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года за счет роста объемов производства.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить