Q-продюсер: Спрос на «той-музыку» в прошлом

13507

Как создатель Ninety One и нового музыкального направления собирается цивилизовать казахстанский шоу-бизнес

По мнению беделхана, из-за засилья «той-бизнеса» казахстанская молодежь перешла на зарубежный контент.
ФОТО: Андрей Лунин
По мнению Беделхана, из-за засилья «той-бизнеса» казахстанская молодежь перешла на зарубежный контент.

Прошло чуть больше четырех лет с тех пор, как основатель лейбла Juz Entertainment Ерболат Беделхан (№14 рейтинга) впервые ввел понятие Q-pop (qazaq-pop) в отечественный шоу-бизнес, презентовав бойз-бенд Ninety One. Сегодня этот термин активно используется, проводятся Q-pop-фестивали, а основные музыкальные премии страны, такие как EMA телеканала MuzzOne, Qazaq Music Awards и «Жыл тандауы», выделяют Q-pop специальные номинации. Неоднократно в них побеждали Ninety One (только в 2019 группа взяла призы сразу в четырех номинациях EMA – «Мужской Q-pop-коллектив», «Q-pop-проект», «Хит года» и «Видеоклип года», а также получила премию «Лучший альбом» на Qazaq Music Awards и две премии «Жыл тандауы» с песнями Men emes и Bari biled).

За последние годы коллектив успел выпустить четыре альбома, войти в топ-10 самых прослушиваемых казахстанских артистов, сняться в сериале «Қағаз кеме», реалити-шоу Ninety One TV, а весной 2019-го стать победителем корейского шоу I can see your voice. К тому же группа активно ведет видеодневник повседневной жизни Ninety One Space на youtube-канале Juz Entertainment, где более полумиллиона подписчиков, а общее количество просмотров перевалило за 100 млн. По итогам минувшего года оборот компании Juz Entertainment приблизился к $1 млн. В этом году рынку будет представлен новый бойз-бенд – DNA.

Наша беседа проходит в офисе Juz Entertainment, в одном из бизнес-центров Алматы, расположенных вдоль реки Есентай. Здесь помимо кабинета Беделхана находятся переговорная, студия звукозаписи и комната, оборудованная балетным станком у зеркальной стены. У входа сразу бросается в глаза большая переносная вешалка, полностью увешанная сценическими нарядами артистов. По словам продюсера, здесь проходят репетиции участников группы, иногда стажеров.

Перенятое мастерство

Успех проекта Ninety One Ерболата Беделхана, солиста и одного из основателей группы «Орда», не случаен. В 2014, когда наступило некоторое затишье в музыкальной жизни «Орды», участники решили взять тайм-аут и каждый занялся своими делами. «У меня нет возможности выходить на сцену в составе группы и одновременно быть продюсером. Надо выбирать – либо ты хочешь быть на сцене, либо за ней», – говорит Беделхан. С тех пор «Орда» не производит новую музыку и лишь исполняет старые хиты для своей постоянной аудитории. В этом году группе исполнится 20 лет.

Беделхан решил основательно заняться продюсерской деятельностью и стал изучать мировой рынок. Заинтересовался корейской системой шоу-бизнеса и написал многим крупным лейблам. «Мне ответили Humap Contents, международное агентство, занимающееся управлением артистами в Корее. В результате переговоров в 2014 специалисты компании приехали в Казахстан и в течение девяти месяцев проводили лекции для команды Беделхана. «Они объяснили всю схему своей работы, включая маркетинг, менеджмент, контент, видео, аудио и их применение», – вспоминает продюсер. Это обошлось в $240 тыс., что, по признанию собеседника, в то время было для него дорого. Хотел объединиться с другими продюсерами, ходил к ним с этой идеей, однако никто не заинтересовался. «Оказалось, никто из продюсеров не принимает рынок как систему и не разделяет мою основную цель – создание множества лейблов», – говорит Беделхан.

Эти лекции в том числе прослушали операторы, битмейкеры, стилисты, визажисты и другие специалисты, с которыми работает Juz Entertainment. «Благодаря этому многие ребята no name, начинавшие вместе с нами, сделали себе имя. Они продолжают работать с нашей компанией, параллельно сотрудничая с порядка 20 другими партнерами на рынке, некоторые продвинулись на российский», – рассказывает бизнесмен. По его словам, тот шаг потребовался из-за отсутствия нужных специалистов в Казахстане: те, что были, работали в другом направлении и имели иной взгляд на вещи.

Как утверждает Беделхан, зато благодаря этому контент и сопровождение Ninety One на 100% казахстанское, вплоть до одежды. К помощи коллег из Беларуси и России прибегают, лишь когда необходима дорогостоящая аппаратура, приобретение которой в данный момент неоправданно.

История одного бренда

В этой системе создавалась и Ninety One. Группа была представлена в сентябре 2015 года, вскоре после завершения консультаций корейских коллег. На сегодня Беделхан успешно отработал с ребятами половину восьмилетнего контракта. В проект он вложил около $250 тыс., самый дорогой клип стоил $50 тыс. С учетом длительного срока договора в группу набирались юноши от 15 лет. По убеждению продюсера, успешное сотрудничество возможно только при достижении ситуации win-win: «Если класть всю прибыль себе в карман, никто в итоге от этого не выиграет». Отдельно от группы у каждого из участников есть свой бренд, который они смогут использовать и после завершения контракта. Как считает собеседник, артисту вне зависимости от пола следует работать в команде до 28–30 лет, а дальше при желании реализовывать другие личные планы. Однако, если ребята из Ninety One по истечении соглашения захотят продолжить сотрудничество, он с радостью их поддержит. Набирать новых участников в эту группу Беделхан не собирается, поскольку, на его взгляд, под одним брендом должен выступать один состав. «В свое время я мог парней из Ninety One вывести на рынок как «Орду», но это было бы неправильно», – говорит он.

Ерболат Беделхан
ФОТО: Андрей Лунин
Ерболат Беделхан

У продюсера есть патенты на бренды Ninety One и Juz Entertainment, но термин Q-pop, который придумал, он патентовать не хочет: «Сначала должен сформироваться рынок, а источник доходов может быть другой». По мнению собеседника, чтобы добиться успеха в музыкальном бизнесе, нужно одинаково усердно работать над выпуском альбомов, проведением концертов (хотя бы по Казахстану) и их монетизацией, сотрудничать с международными компаниями.

В прошлом году Ninety One дали концерты в 11 областях страны. Их количество пришлось сократить с 16 из-за плохой инфраструктуры в некоторых регионах. Также состоялся концерт на 5000 зрителей в Китае. Все мероприятия организуются заранее для удобства приезжающих из других городов и стран. Продумывается логистика, так как около 15% слушателей – иностранцы. Например, из России легче приехать в Костанай, из Китая – в Алматы. В 2020 помимо тура по Казахстану группа планирует выступить в Бишкеке, Москве, городах Китая и Узбекистана.

По утверждению Беделхана, Ninety One остаются единственными на рынке, кто зарабатывает на фанмитингах, фансайтах и мерчах. На фанатские встречи также продаются билеты, там можно купить альбомы и другие вещи, поставить на них автограф у кумиров. Продюсер считает, что чистая прибыль от таких мероприятий должна составлять 30% от вложенных средств.

Идентификация жанра

Главной своей задачей на ближайшие годы Беделхан называет создание и развитие цивилизованного рынка шоу-бизнеса в Казахстане. Он с горечью признает, что как таковой индустрии у нас не существует, страна сильно отстает от мировых тенденций в музыке.

Продюсер основал музыкальный фестиваль Q-Fest, который в первый год (2018) собрал более 15 групп и сольных исполнителей Q-pop. В начале 2019 он создал «Q-pop-ассоциацию по развитию казахстанской современной музыки», где намерен делиться своим опытом с коллегами. «Основная задача ассоциации – создание направления в музыке для казахстанской молодежи. В течение последних 30 лет был спрос на «той-музыку», поэтому все писали соответствующие песни, а другое искусство было невостребованным. Поэтому наша молодежь приучилась потреблять зарубежный контент. Мы хотим создавать конкурентоспособную современную музыку для молодых людей. Чтобы у Q-pop была своя идентификация», – объясняет Беделхан. По его словам, эта работа уже начала приносить результаты: в ближайшее время ряд коллег планируют выйти на рынок с новыми проектами.

Продюсер активно использует систему стажировки артистов. «Создание бренда – это работа не только продюсера, но и самого музыканта. Поэтому вопрос правильной его подготовки до дебюта очень важен. Важно не только выступление на сцене, но и грамотность в плане аспектов контракта, других нюансов», – убежден собеседник. Время от времени он проводит экзамены среди стажеров и тех, кто хорошо себя проявил, начинает готовить к «выходу в свет».

Беделхан уверен: чтобы быть хорошим продюсером, главное – не отставать от времени. «Рынок нужно рассматривать с точки зрения бизнеса, нельзя делать музыку, исходя из своих «нравится – не нравится». В профессиональном плане необходимо давать себе правильную оценку, тогда все, что делаешь, начнет приносить свои плоды», – говорит он.

Кроме собственных проектов, Беделхан делится опытом и знаниями с некоторыми другими участниками рынка. По его словам, в свое время к нему приходил Галымжан Молданазар. «Он показал свои песни и просил быть его продюсером. Два с половиной года я вовлекал его в бизнес-процесс, консультировал, даже вместе написали несколько песен. Но никаких обязательств между нами не было. Я говорил, что аудитория его сегмента – синти-поп и рок-музыки – невелика. Но он решил взять старт и, к счастью, смог создать тренд», – вспоминает собеседник.

В прошлом году Беделхан занимался продюсированием певицы Alba, ранее выступавшей в другом жанре. Новый имидж был подготовлен в течение полугода, и в результате артистка получила статуэтку «Выбор MuzzOne» на EMA-2019.

Беделхан не согласен с расхожим мнением, согласно которому в Казахстане каждый второй становится певцом. «На нашем рынке с трудом можно насчитать 100 профессиональных артистов, это очень мало. Шоу-бизнес будет развивается по-настоящему, когда в нем будут работать тысячи людей. Большое количество будет способствовать усилению конкуренции и вместе с ней качества – это законы бизнеса», – говорит он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube