В Алматы предпочитают строить отели класса люкс
Агентство недвижимости «Абсолют» подвело итоги 2013 на гостиничном рынке южной столицы
Последствия глобального экономического кризиса отразились и на уровне спроса на гостиничные услуги Алматы. Снижение внутренней и внешней деловой активности привело к значительному снижению объема оказанных гостиничных услуг. По данным Агентства по статистике РК, уровень заполняемости гостиниц в среднем за 2013 составил 24%, что является весьма низким показателем.
Тем не менее, Алматы как самый крупный город Казахстана, который генерирует основные поступления в бюджет, до сих пор манит гостиничных операторов и инвесторов, в первую очередь тех, кто еще не вышел на рынок Казахстана. Существует интересная тенденция, связанная, наверное, с местным менталитетом: несмотря на то, что рынку не хватает отелей среднего и эконом-класса, на которые есть наибольший спрос и окупаемость которых при грамотном менеджменте намного ниже, местные девелоперы в приоритете имеют бренды класса люкс.
Ориентируясь на текущие показатели, а также на заявленные проекты, можно сказать, что рынок уже близок к насыщению в верхних категориях. Срок окупаемости таких проектов в некоторых случаях превышает 15 лет.
Уровень спроса скорее всего останется на уровне последних лет, так как пока нет явных предпосылок для изменения ситуации в лучшую сторону в краткосрочной перспективе. Единственный выход для гостиничных комплексов - более планомерная работа в условиях жесткой конкуренции, особенно в гостиницах высшего сегмента, по привлечению корпоративных клиентов, а также развитие дополнительных услуг населению (конференции, семинары, банкеты, услуги фитнеса и спа).
Анализ предложения
На сегодня гостиничный рынок Алматы представлен как зданиями советского периода застройки, прошедшими частичную или капитальную реконструкцию, отелями международного класса уровня 4* и 5*, так и современными гостиницами более низкого уровня без категории.
Гостиничный сектор в Казахстане долгое время оставался в тени более востребованных офисных и торговых секторов коммерческой недвижимости. Инвесторов и девелоперов не привлекала длительная окупаемость проектов и специфика гостиничного бизнеса, поэтому из запланированных проектов до 2007 практически ничего не было реализовано.
Однако в 2007-2013 в Алматы уже было построено и введено в эксплуатацию более 50 отелей разного класса. Сразу два проекта были начаты в 2007-2008 – Rixos и Royal Tulip. Чуть позднее - Holiday Inn. Все это привело к тому, что к концу 2011 номерной фонд города увеличился на 75,3% по сравнению с ситуацией на конец 2006.
*Предварительные данные.
В последующие годы часть отелей закрылась на реконструкцию, некоторые приостановили деятельность.
По данным Департамента статистики Алматы, на конец 3 квартала 2013 в городе функционирует 85 мест размещения, общий номерной фонд составляет 5327 номеров. Структура гостиничного фонда представлена на диаграмме:
Однако, если рассматривать объем номерного фонда, то значительная его часть расположена в гостиницах верхнего сегмента: доля номерного фонда 5*- почти 15%, а 4* - 34,%. То есть почти половина предложения расположена в дорогом сегменте. Это связано с тем, что инвесторы предпочитали осваивать нишу элитных отелей, требующую больших вложений, но и приносящую большие дивиденды, в том числе за счет дополнительных услуг: конференции, фуршеты, презентации и другие корпоративные мероприятия. Ниша 3-звездочных гостиниц наименее развита: она представлена на рынке отелями с небольшими номерными фондами (за исключением гостиницы «Алма-Ата», в которой 252 номера).
Проекты, реализация которых была запланирована на период 2008-2009 и впоследствии в связи с мировым экономическим кризисом отложена на неопределенный срок:
|
Название |
Расположение |
Ориентировочные сроки открытия |
Класс |
Номерной фонд |
1 |
Park Inn, The Rezidor Hotel Group |
Международный аэропорт Алматы |
Нет информации |
4* |
133 |
2 |
Radisson Blu Hotel, Medeu-Almaty |
Горная, 582 |
Нет информации |
5* |
155 |
3 |
Kempinski Private Residences Bayterek - Almaty |
Тимирязева - Сейфуллина |
заморожен |
5* |
195 |
|
|
|
|
|
|
*По данным официальных корпоративных интернет-ресурсов.
Несмотря на явное ослабление гостиничного рынка Алматы в 2013, ряд проектов будет завершен в 2014-2016. Среди строящихся проектов планируется предложение в среднем диапазоне бренда «Новотель». Проект планируется завершить в 2015-2016. Есть также планы у некоторых девелоперов по строительству гостиниц средней и высшей ценовой категории в составе многофункциональных комплексов.
Ценовая политика
В таблице приведены цены стандартных номеров у ведущих операторов дорогого сегмента, а также диапазон цен в среднем по категории.
|
Категория гостиницы |
Название отеля |
Стоимость проживания, $ |
1 |
5*****
|
Ritz Carlton |
430 |
Intercontinental Almaty |
346 |
||
Rixos Almaty |
340 |
||
Royal Tulip hotel |
268 |
||
Rahat Palace Hote |
230 |
||
2 |
4****
|
Средние цены |
150-270 |
|
|
Holiday Inn |
260 |
|
|
Atakent Park Hotel |
180 |
|
|
Dostyk |
270 |
3 |
3*** |
Средние цены |
100-130 |
4 |
2** |
Средние цены |
70-80 |
5 |
Без категории |
Средние цены |
30-50 |
|
|
|
|
Можно говорить об отсутствии в городе операторов качественных отелей среднего класса. Несмотря на то, что большинство отелей, существующих на рынке, позиционируют себя в качестве 3-4-звездочных, во многих случаях такие объекты не соответствуют международным стандартам. Достаточно же высокие цены в этом сегменте объясняются отсутствием достойной конкуренции со стороны международных сетей в данной категории.
В целом цены в Алматы остаются довольно высокими, хотя зачастую не соответствуют им по уровню сервиса. Большинство отелей по-прежнему поддерживают высокие стандартные цены, хотя и предоставляют существенные корпоративные скидки и готовы обсуждать более приемлемые условия с крупными заказчиками. У многих гостиниц существуют специальные программы лояльности для корпоративных клиентов, специальные условия размещения.
Среди внутренних туристов приоритет отдается гостиницам низкого класса, а также в большей степени квартирам, сдающимся в аренду посуточно. Стоимость проживания в таких квартирах в среднем составляет от 5000 до 10 000 тенге в сутки.
Анализ показателей спроса
В посткризисный период отмечается стабильный рост количества обслуживаемых посетителей.
*Предварительные данные. Источник: Агентство по статистике РК.
Распределение рыночных долей говорит о явном преобладании спроса в бизнес-сегменте, с его долей примерно равной 75-80%. Согласно приведенным данным за 2013, 80% посетителей гостиниц в Алматы приезжают с деловыми целями. До переезда столицы в Астану этот спрос был значительнее, но сейчас, когда многие компании перенесли свои офисы из Алматы, наблюдается заметное снижение.
В составе деловых туристов выше доля казахстанцев – 43%, доля иностранных гостей составляет около 37%. Специфично доминирование данного сегмента в структуре спроса на гостиничное размещение. Деловой спрос стабилен и менее других подвержен перепадам даже в кризисные периоды. С другой стороны, тарифы для данного сегмента лишь частично могут регулироваться оператором (через технику продаж и управление доходностью) и в основном зависят от величины командировочных расходов, утверждаемых компаниями-работодателями.
Источник: Департамент статистики г. Алматы, 2013.
Как мы видим из распределения спроса по категориям, большинство гостей-нерезидентов предпочитают останавливаться в гостиницах 5* и 4*. Местные жители в основном останавливаются в гостиницах классом ниже. Из них чуть более половины - в категории 4* и 3*, оставшаяся часть - преимущественно в гостиницах без категории.
В Алматы сфера гостеприимства серьезно пострадала от глобального экономического спада, что выразилось в значительном снижении уровня заполняемости в течение 2008-2009 (с 38,4% в 2007 до 22,3% в 2009). В последующие годы с постепенным восстановлением деловой активности заполняемость достигла 42,2% в 2012.
Однако сочетание различных факторов – таких, как повышение конкуренции, а также смещение делового интереса из Алматы в Астану и переезд штаб-квартир крупнейших национальных компаний в столицу, - оказали неблагоприятное воздействие на гостиничный рынок южной столицы в 2013. Средний процент заполнения в прошлом году, по данным Департамента статистики Алматы, по итогам 3 квартала составил 24%.
Средние показатели по категориям гостиниц составили:
|
Категория гостиницы |
Процент заполняемости |
1 |
5***** |
35% |
2 |
4****
|
25% |
3 |
3*** |
36% |
4 |
2** |
51% |
5 |
Без категории |
14% |
|
|
|
Ожидается, что к концу 2014 коэффициент заполняемости может увеличиться в связи с сезонными факторами, однако в дальнейшем спрос будет в значительной степени продиктован репозиционированием Алматы в качестве туристического центра.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram