Почему стройкомпании обвиняют в недобросовестной конкуренции

9342

На этот вопрос отвечает Айдын Бикебаев, старший партнёр «Саят Жолши и партнёры»

Фото: Андрей Чеботарёв

В новостях пишут, что антимонопольный орган установил в действиях  ряда строительных компаний в городе Астана факты недобросовестной конкуренции, выраженные в навязывании покупателям дополнительно покупку паркингов, заключения договоров с управляющей компанией и осуществления предоплаты коммунальных услуг. 

В передовой международной практике продажа товаров в связке с другими товарами и услугами не признаётся недобросовестной конкуренцией. Каждый хозяйствующий субъект может как угодно продавать свои товары - в связке или по отдельности. Может вообще прекратить продажи. Это его неотъемлемое право. Никакой недобросовестности здесь нет. Но наш парламент почему-то посчитал по-другому.

Впрочем, с учетом того, что штраф за недобросовестную конкуренцию не превышает 3 млн тенге, особой проблемы здесь нет. Для крупных строительных компаний - это как слону дробина.

Вместе с тем, здесь есть одно «но» - в мире, как и в нашей стране, обусловливание продажи товаров принятием потребителем дополнительных обязательств признаётся серьезным антимонопольным правонарушением, за которое предусматривается штраф в процентах от оборота компании, если это осуществляет доминант (монополист) или если это является результатом сговора конкурентов. С учётом непрозрачности нашего строительного рынка эти подозрения вполне могут оказаться обоснованными.

Как видите, квалификация деяний только лишь в качестве малозначительного правонарушения в виде недобросовестной конкуренции будет обоснованной, если достоверно установлено отсутствие злоупотреблений доминирующим положением или антиконкурентных соглашений, за которые предусматривается более суровое наказание, чем штраф в три миллиона тенге.

Впрочем, основные проблемы на строительном рынке в большей степени исходят не от хозяйствующих субъектов. Системные проблемы с конкуренцией, которые должны решаться при активном участии госоргана по защите конкуренции, следующие:

1. Искусственная олигополизация строительного рынка за счёт разделения строительных лицензий на категории - получение высокой категории привязано к сроку существования строительных компаний. Для примера, если крупная иностранная строительная компаний захочет зайти на наш рынок либо талантливые строители и архитекторы с многолетним опытом работы и успешными проектами решат создать свою стройкомпанию - они не смогут это сделать. Им не дадут полноценную лицензию. Как видите, есть реальный барьер, защищающий интересы существующих в Казахстане компаний.

2. Предоставление необоснованных преимуществ при получении земельных участков, строительных подрядов и подключении к сетям. К примеру, в Астане коттедж стоит в два раза дороже, если он подключён к городским тепловым сетям. И застройщик коттеджного городка, который получил от властей такое разрешение, - имеет значительное преимущество перед конкурентами.

3. Сложности в изменении целевого назначения земельных участков, получении разрешений на строительство, в приемке построенных объектов.

4. Большое количество недобросовестных застройщиков, работающих неофициально и зачастую с использованием недобросовестных методов работ.

Хочется надеяться, что эти проблемы решатся, и у нас будет конкурентный и развитый рынок строительных работ и услуг.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить