Государство и частный бизнес: как сделать жилье доступным для всех

26683

Казахстанцам с невысокими доходами приходится экономить на еде, здоровье и одежде, чтобы приобрести крышу над головой. Как жилищный вопрос решают в других странах?

ФОТО: Pixabay.com

Согласно результатам исследования ЕЭК ООН, право на жилище становится наименее доступным из всех возможностей, ведь 40% доходов работающего человека уходит на обеспечение себя крышей над головой. В итоге людям с низким заработками приходится ощутимо экономить на других, не менее важных, потребностях: еде, лечении, одежде и прочем. Так как же сделать жилье более доступным? Рассмотрим опыт зарубежных стран.

В этом году впервые в Ирландии социальное жилье будет реализовано путем государственно-частного партнерства (ГЧП): проект обеспечит 534 социальных дома. И также это первый случай, когда Европейский инвестиционный банк профинансировал систему социального жилья именно модели ГЧП.

Согласно условиям финансового соглашения ГЧП, консорциум Comhar Housing Limited (состоящий из компаний Macquarie Group Limited, Sisk and Choice Housing) будет строить и обслуживать жилье, прежде чем оно будет возвращено «в отличном состоянии» ирландскому государству.

Ключевым отличием в ГЧП социального жилья является предоставление услуг по управлению арендой сектором AHB (местный жилищный орган). В то время как штат платит консорциуму за управление домами, а AHB собирает арендную плату с арендаторов.

В отличие от традиционного проектного контракта, где затраты на строительство обычно оплачиваются авансом в рассрочку, в контракте ГЧП платежи производятся ежемесячно в течение 25-летнего периода «постСтроения» проекта. Платежи основаны на наличии домов и эффективности услуг консорциума.

Это, по сути, означает, что в случае несоответствия услуг, например, заранее установленным стандартам, будут производиться отчисления в ежемесячный платеж. Риск управления и обслуживания домов переходит к частному сектору. Стоимость данного проекта оценивается в $286 млн.

Также ГЧП-проекты можно инициировать со стороны бизнеса. Например, проект жилой застройки и капитального ремонта жилого комплекса в Суарклиффе был осуществлен в форме «частной финансовой инициативы» (ЧФИ).

Данная форма ГЧП работает по следующей схеме: частный партнер «Carillion PLC» строит объект, используя собственные ресурсы, затем эксплуатирует объект в течение времени, определенного контрактом – 26 лет, получая от этого доход. Доход также может быть получен в виде платежей из государственного бюджета после завершения строительства.

До окончания срока действия соглашения о партнерстве, все возведенные объекты находятся в собственности частной компании, а по окончании срока действия контракта все объекты передаются в собственность г. Лидса. На время действия соглашения о партнерстве все объекты жилищного строительства будут арендованы местными органами власти города Лидс как социальное жилье.

Объем инвестиций проекта составил около £150 млн, при этом £79 млн выделено правительством Великобритании в рамках ЧФИ (≈53%) и £71 млн составили вложения частного сектора (≈47%).

В случае размещения контрактов на конкурсной основе преимущество привлечения частных компаний состоит в том, что существующая между ними конкуренция способствует повышению качества строительства. Для частных застройщиков дополнительным стимулом к строительству социального жилья является государственная гарантия (гарантия потребления и земельный участок).

Предоставление социального жилья осуществляется либо государством, либо частным застройщиком при условии выполнения им требований о предоставлении жилья приоритетным категориям арендаторов. Нередко государство берет на себя гарантию сдачи в аренду жилья, которое осталось незаселенным, что является привлекательным инструментом для частного застройщика.

Например, проект малосемейного общежития для бюджетников в г. Иркутск в Российской Федерации предназначен для врачей, учителей и воспитателей. Всего там смогут жить 250 семей. Все новые жилые помещения сданы «под ключ». Их площадь варьируется от 18 до 24 квадратных метров, в каждом установлена плита, имеется индивидуальный санузел.

Администрация общежития раз в месяц будет проверять, является ли жилец сотрудником бюджетной сферы. Кроме того, периодически жильцы общежития должны будут подавать документы, подтверждающие, что они пока не обзавелись собственным жильем. Главное преимущество таких проектов – доступная плата за аренду.

Это тот случай, когда государство может обеспечить гарантию потребления, а бизнес – инвестировать средства и извлекать прибыль. Выгода для всех партнеров в простой формуле: социально значимый объект он получает сейчас, а платит завтра.

Такие проекты есть и в Казахстане, а главная их особенность и отличие - у бизнеса есть возможность получать дополнительную прибыль за счет реализации коммерческих помещений на первых этажах жилого дома или общежития.

К слову, в городе Атырау планируется организация общежития (арендное жилье) мощностью 100 комнат для работников медицинских организаций г. Атырау.

В данном проекте, государство обеспечивает гарантию потребления до 100% на 10 лет и земельный участок, а бизнес, в свою очередь, берет на себя ответственность за реализацию проекта, где источниками дохода являются не только плата за проживание, но и плата за дополнительные услуги плюс прибыль с коммерческих помещений.

Заявку на участие и свои предложения можно успеть подать на официальном сайте ГУ «Управление здравоохранения Атырауской области», также за дополнительной информацией можно обратиться в Казахстанский центр ГЧП.  

Назым Мамалинова, аналитик казахстанского центра ГЧП

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить