Нужны ли Алматы новые торгово-развлекательные центры

18590

Подведены итоги полугодия рынка торговой недвижимости Алматы и Нур-Султана

ФОТО: Максим Золотухин

Во вторник, 27 августа, консалтинговая компания Colliers International Kazakhstan, предоставляющая услуги в области коммерческой недвижимости и девелопмента, подвела итоги первого полугодия 2019 на рынке торговых площадей Нур-Султана и Алматы.

Управляющий партнёр компании Баян Куатова отметила, что предложение торговых площадей в Алматы остается стабильным, а спрос на них продолжает расти.

- Это объясняется в первую очередь тем, что на рынке появляется не так много качественных торговых площадей. Сегодня в Алматы функционирует 47 торговых и торгово-развлекательных центров. Общий объём торговых площадей различного класса и уровня составляет 1 млн 848 тыс. кв. м. По этому показателю южная столица – безусловный лидер в стране. Заполняемость ТРЦ остаётся на приемлемом уровне. Резкого роста заполнения нет, но есть сильная диверсификация между отдельно взятыми центрами. Есть заполняемость в 50%, а есть и почти 100%, - рассказала Баян Куатова.

По словам управляющего директора консалтинговой компании, на заполнение торговых площадей влияет в первую очередь не месторасположение, а управление ТРЦ.

- Например, в Наурызбайском районе «Апорт» демонстрирует очень хорошую заполняемость. Те объекты торговой недвижимости, которые могут похвастаться хорошей заполняемостью, были правильно спроектированы западными архитекторами, имеющими опыт в создании торговых центров. Немаловажное значение имеет профессиональная команда, которая привлекла арендаторов и управляет этими ТРЦ. Сегодня в Алматы из 47 подобных объектов высокой занятостью и высоким трафиком посещений могут похвастать не более 10 ТРЦ, - отметила Куатова.

Было отмечено, что за счёт расширения или реконструкций ТЦ «Алмалы», ТРЦ MEGA Alma-Ata и ТРЦ MEGA Park в ближайшей перспективе можно ожидать увеличения торговых площадей на 3%.

В то же время в южной столице заморожены на стадии проектировки или строительства ТРЦ «Aпорт Кульджа» и ТРЦ Almaty Grand Mall. По «Aпорт Кульджа» идут переговоры по инвестициям - информация о сроках строительства должна появиться до конца года. По второму объекту, который возводится на пересечении проспекта Абая и улицы Розыбакиева, конкретной информации по срокам пока нет.

Баян Куатова
ФОТО: colliers.kz
Баян Куатова

На вопрос Forbes.kz, испытывает ли Алматы потребность в открытии новых ТРЦ, Баян Куатова ответила, что дефицита в подобных объектах в городе уже нет.

- Новые ТРЦ с коммерческой площадью 80-100 тыс. кв. м в ближайшие 5-6 лет городу не понадобятся. Арендные ставки за последний год снизились, и возвратность инвестиций не настолько привлекательна, чтобы новый игрок начал строить торговый центр. Будут востребованы небольшие ТЦ площадью 10-15 тыс. кв. м, которые будут обслуживать потребности населения в районах с высокой жилой застройкой, - добавила спикер.  

В Нур-Султане проанализирована деятельность 20 ТРЦ. Их общая торговая площадь составляет 693 440 кв. м. В 2019 ожидается открытие двух ТЦ – Talan Towers и Abu Dhabi Plaza. Таким образом, объём торговой площади увеличится на 9%.

В столице Казахстана также возводятся новые ТЦ Sine Tempore (до 2022) и ТРЦ Keruen II (2023-2024). Сроки по введению в эксплуатацию ТЦ Respublika Plaza и ТРЦ Asia Park II пока неизвестны.

Спрос на торговые площади на столичном рынке не такой высокий, как в Алматы. Большинство игроков хотят открываться и расширяться в южной столице. При этом отмечается стабильная заполняемость торговой недвижимости.

Несколько неожиданным оказался лидер среди городов Казахстана по торговой площади на единицу населения. Первое место досталось Караганде с 758 кв. м торговой площади на 1000 жителей (здесь и далее согласно официальной статистике по количеству жителей городов). Алматы находится на втором месте – 614 кв. м, далее - Нур-Султан (588 кв. м), затем Уральск (218,37 кв. м), Экибастуз (210,95 кв. м), Костанай (210,18 кв. м), Актау (208,34 кв. м) и Тараз (206,7 кв. м).

Очень перспективным видится направление residential retail. Например, только в Алматы в 2018-2019 построено и введено в эксплуатацию 32 жилых комплекса. Объём коммерческой недвижимости на этих объектах достигает более 117 тыс. кв. м. Это сопоставимо с объёмами торговых площадей таких ТРЦ, как MEGA Park или Dostyk Plaza. Таким образом, создаётся новый кластер торговой недвижимости, который может быть привлекательным для предпринимателей, планирующих расширить свои торговые площади в дополнительных местах и тех, кому подойдёт концепция расширения в локальных районах.

Как отметила Баян Куатова, в Алматы стала проявляться тенденция по открытию кафе и ресторанов не в центре города, а в более отдалённых Ауэзовском и Наурызбайском районах.

- У нас существует давняя традиция открывать заведения в основном в «золотом квадрате» Алматы, где арендные ставки достаточно высоки: 10-12 тыс. тенге за кв. м, а порой и 15 тыс. тенге за кв. м. Но в последний год стали чаще открываться новые точки в жилых районах, где плотность населения очень высокая, и они очень перспективны в качестве локаций для бизнеса. Там квадратный метр в среднем обходится в 4-5 тыс. тенге, - рассказала управляющий партнер Colliers International Kazakhstan.

Андрей Петров
ФОТО: colliers.kz
Андрей Петров

Директор по развитию кондитерского дома «Куликовский» в Казахстане Андрей Петров подтвердил, что перспективными локациями являются не центр города, а менее популярные районы.

- Сегодня в Алматы находится 37 фирменных магазинов нашего кондитерского дома. В прошлом году мы полностью выкупили у наших партнёров франшизы и теперь всей сетью, за исключением одного магазина, расположенного в области, управляем самостоятельно. До конца года планируем увеличить количество заведений до 40. Общая арендная площадь сейчас достигает 2800 кв.  м. Самыми доходными являются торговые точки, расположенные в нижней части Алматы. К сожалению, центр города из-за проблем с парковками и односторонним движением оказывается не таким востребованным, каким бы мог быть, - отметил Андрей Петров.

Представитель кондитерского дома рассказал, что средняя цена арендной площади в Алматы составляет 5000 тенге за кв. м. Чаще всего договор аренды составляется сроком на 3-5 лет. Возврат инвестиций обычно - 1,5-2 года.

Марина Шишкина, директор департамента торговой недвижимости ТРЦ Dostyk Plaza, рассказала, что в последнее время посетители стали чаще посещать пункты общественного питания.

- Жители и гости города стали всё больше приходить к нам за развлечениями. Соответственно, появилась востребованность в большем количестве пунктов общественного питания. Спрос рождает предложение, и на этом рынке появляются новые партнёры. Мы продолжаем заполнять наши торговые площади новыми брендами - они ищут места с повышенным трафиком, - рассказала Марина Шишкина.

Представитель Dostyk Plaza добавила, что для увеличения трафика и заполнения торговых площадей им пришлось изменить маркетинговую политику - был сделан упор на диджитализацию. Также большое внимание уделяется и работе с арендаторами. ТРЦ помогает им в продвижении брендов, нередко субсидирует рекламные проекты, если возникают какие-то сложности.

Милана Зур
ФОТО: colliers.kz
Милана Зур

Операционный директор сети ресторанов Monteverde Group Милана Зур, приехавшая в Казахстан из Москвы, отметила, что разница между московским и казахстанским рынками общепита отличается в том, что в столице России появляется тенденция к перестройке под концепцию street food.

- В Казахстане больше предпочитают традиционные заведения, национальную кухню. Гости выбирают понятную еду, продуманную концепцию, качественный сервис и доступный средний чек. Что приятно удивляет в Алматы, так это праздники – они проходят широко, большими компаниями, что очень редко встречается в Москве. Здесь нередки торжества на 500 человек. Меня это всегда приятно удивляло – количество еды и затраченные на это средства. Это потрясающе, - рассказала Зур.

По её словам, концепция банкетных залов в Казахстане будет ещё длительное время перспективна и весьма доходна.

- Мы сами планируем расширить наш ресторан «Кок-Тобе» с 300 посадочных мест до 500. Раньше мне казалось, что 300 персон – это много, но теперь ясно, что это не так. Это востребовано, - подчеркнула Милана Зур.

Очень рискованно, по её словам, открывать заведение премиум-сегмента. Большие инвестиции могут не окупиться по самым разным причинам.

- Не секрет, что подобные заведения в первую очередь популярны благодаря так называемому сарафанному радио. А как в итоге оно раскрутится и удастся ли удержать гостей на постоянной основе – большой вопрос. Так что открывать свой бизнес в этом направлении нужно после того, как всё будет тщательно продумано, - отметила представитель сети ресторанов Monteverde Group.

Таким образом, можно увидеть, что рынок коммерческой недвижимости, а вместе с ним торговые точки, рестораны, кафе и пр. развиваются в духе времени. Для успешного построения бизнес-проектов уже недостаточно просто открыться в центре города. Даже хороший трафик не гарантирует быстрого возврата инвестиций и последующего роста прибыли. Конкуренция в обеих столицах с каждым днём становится все жёстче, и игрокам необходимо более тщательно продумывать стратегию по развитию, привлекать профессиональную команду сотрудников и понимать своего конечного потребителя. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить