На месте исторического здания аэропорта Алматы построят новый терминал

13159

На стройку потратят 85 млрд тенге

ФОТО: wikipedia/Boristin

Турецкий инвестор получил архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на строительство нового международного терминала аэропорта Алматы, который расположится на месте нынешнего VIP-терминала (старого здания аэропорта, возведенного в середине XX века). В настоящий момент начались работы по разработке котлована для переноса исторического здания. Перенос завершится к маю 2022 года. Об этом журналисту Krisha.kz Инне Пчелянской сообщили в управлении предпринимательства и инвестиций города.

«Турецкий инвестор TAV AirportsHolding активно приступил к реализации проекта по строительству нового терминала аэропорта Алматы. Получено АПЗ на строительство. Проектная стоимость — 85 млрд тенге. Финансировать проект будут Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Международная финансовая корпорация (МФК). Ведётся согласование условий соглашения о господдержке между правительством РК, АО «Международный аэропорт Алматы», ЕБРР и МФК», - отметили изданию в управлении.

В ведомстве уточнили, что 29 апреля этого года был произведён полный расчёт по купле-продаже объекта, который передан инвестору.

Эскиз нового терминала
Эскиз нового терминала

Ранее издание сообщало, что историческое здание VIP-терминала перенесут в юго-западную часть аэропорта, где сейчас базируются ангары. Оно будет расположено на фоне гор. Работы по переносу проведут по частям: сначала опоры, затем демонтаж частей и монтаж на новом месте.

Согласно заключению проектировщиков, по законодательству РК перенос возможен:
— в случае разрушения более 70% здания;
— если имеется утрата историко-культурного значения;
— если перемещение и изменение приведут к улучшению условий его сохранения.

На общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду 17 февраля 2021 сообщили, что имеют место все три случая, поэтому проект перемещения был одобрен ещё 20 ноября 2020 года.

— Говорить о том, что это перенос памятника, неправильно. То, что есть сейчас, утратило историческую ценность. Когда-то, в 50-е годы, оно было таким, да, но сейчас — нет. Нет никаких исторических элементов, есть стеклянные электронные двери. Там почти всё поменяли. Всё изменилось до неузнаваемости в худшую сторону. Никаким туристам здание неинтересно. Мы перед нашими коллегами должны ставить задачу, чтобы они воссоздали тот памятник на новом месте, — сказал на общественных слушаниях замакима Алматы Ерлан Кожагапанов.

На месте перенесённого терминала построят магистраль и новый терминал, который будет работать на международные перелёты, а существующий — обслуживать внутренние рейсы. При этом перенесённый терминал будет принимать деловую авиацию, чартерные и правительственные рейсы.

— Постановление акимата готовилось на основании заключения «Казреставрации» и предпроектных процедур. В это время у акимата были вопросы, но когда мы посчитали транспортные потоки, архитектурные решения, то поняли, что если мы сохраним здание и будем строить за ним новый терминал, то не решим транспортных проблем. Поэтому будем строить там новую дорогу. Перенесём терминал в район старых ангаров. Учитывая, что мы имеем возможность построить новую дорогу, сокращающую время на 20 минут, было принято такое практическое и функциональное решение. То есть мы сохраняем ту планировочную структуру, что есть, и добавляем новую магистраль. Это было коллегиальное и долгое решение, — пояснил руководитель управления городского планирования и урбанистики Алматы Алмасхан Ахмеджанов.

Во время слушаний общественники высказали опасения, что при переносе старинное здание безвозвратно разрушится. Однако представитель «Казпроектреставрации» Садуакас Агитаев пояснил, что трудностей не будет:

— Сначала мы создадим плановую отметку, каркас, потом перенёсём. Я на все 100% уверен, что восстановленное здание будет именно таким, каким было в советское время. Вообще раньше при переносе исторических зданий сначала их выводили из списка памятников. В данном случае этого не будет. VIP-терминал аэропорта останется памятником, как и сейчас.

VIP-терминал перенесут за 18 месяцев. На все работы, в том числе на строительство нового терминала, уйдёт 30 месяцев.

2 мая 2021 на официальной странице аэропорта Алматы в Facebook был опубликован эскиз проекта нового терминала воздушной гавани южной столицы. 

Историческое здание аэропорта построено в 1947 году по проекту архитекторов Заварзина, Елькина, при участии Басенова. В 1957 году здание было перестроено по проекту  архитектора Капанова. Здание построено в классицистических традициях с использованием стилевых характеристик национального казахского зодчества, придающих зданию восточный колорит, протяжённым фасадом ориентировано в меридиональном направлении. В 1975 году была проведена реставрация здания по проекту художника Сенченко. В 2007 году была проведена капитальная реставрация здания, внешний исторический облик остался неизменным.  В 1979 году решением исполнительного комитета Алма-Атинского городского совета народных депутатов здание признано памятником архитектуры местного значения

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить