Как владельцам офисной недвижимости приспособиться к изменившемуся рынку

7608

Инвестиции в офисные помещения стали менее выгодны

ФОТО: © Андрей Лунин

Прошлый год был особенно напряженным для владельцев офисных помещений. Кто бы мог подумать до начала пандемии, что офисы будут пустовать по много месяцев? За это время люди успели привыкнуть к «удаленке»: согласно опросу McKinsey & Company, 72% работников нравится работать из дома. Эксперты и менеджеры задаются вопросом: ушли ли офисы в прошлое?

Однозначно ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, инвестиции в офисные помещения стали менее выгодны: за время пандемии соответствующие инвестиционные портфели «похудели» на 20%. С другой – работа из дома все же не для всех. По информации Harvard Business Review, 56% работников жалуются на увеличившуюся нагрузку на «удаленке».

Большинство корпораций приходят к к тому, что физическое присутствие сотрудников в офисе все же необходимо. Ежедневно появляться на работе, скорее всего, больше не придется, но встречаться с коллегами нужно будет регулярно. Все дело в том, что живое общение – лучший катализатор идей. Microsoft проанализировала 122 млрд электронных писем и 2,3 млрд онлайн-встреч, чтобы прийти к выводу, что дистанционная работа неминуемо ведет к сокращению взаимодействия с теми коллегами, что работают в других подразделениях компании.

Судя по всему, будущее рабочего места будет гибридным. При этом эксперты McKinsey отмечают: как распределится время между «удаленкой» и работой в офисе, пока неясно. Очевидно одно: изменится сам характер офисной работы. Отныне менеджеры все больше внимания будут уделять созданию условий для продуктивного общения в коллективе. Владельцы офисов активно изучают, как часто и в каких условиях люди лучше всего взаимодействуют – все это необходимо знать, чтобы переформатировать существующие помещения.

В McKinsey уверены: действующих офисных площадей для гибридной работы слишком много. Нужны не дополнительные квадратные метры, а продуманные архитектурные и дизайнерские решения. Владельцам офисной недвижимости придется адаптироваться к новой реальности и предложить рынку помещения, отвечающие характеру современной корпоративной культуры.

Не просто коробка

Для многих компаний стремительные перемены на рабочем месте – как снег на голову. Если в крупных корпорациях, как правило, есть менеджеры, понимающие суть происходящего, то в компаниях поменьше управленцы зачастую абсолютно растеряны. Владельцы помещений могут обернуть подобные ситуации в свою пользу. Вместо того чтобы выставлять арендаторам жесткие условия, лучше помочь им понять свои нужды. Ведущие агентства недвижимости, например, изучают, как офисные работники используют то или иное пространство, и предлагают топ-менеджерам воспользоваться этой информацией.

Самые искушенные в цифровых технологиях владельцы офисов строят целые модели использования помещений на основе больших данных. Это необходимо для того, чтобы предлагать арендаторам индивидуальные решения, а не четыре стены в черновой отделке. Именно такие игроки навсегда меняют рынок арендной недвижимости. В скором будущем арендаторы будут платить не за пространство, а за комплексный подход к использованию этого пространства.

Долой однотипность

Корпоративным боссам пора признать: дом для их сотрудников оказался куда более приятным местом, чем постылый офис. Вставать ни свет ни заря, одеваться, прихорашиваться, ехать через весь город, искать парковочное место, чтобы весь день просидеть в огромном безликом пространстве у всех на виду, – сомнительное удовольствие. Топ-менеджерам нужно сесть за стол переговоров с владельцами недвижимости, чтобы убедить последних: офисы не должны быть типовыми. Каждая компания – отдельный случай, который требует уникального планирования. Работникам должно быть комфортно – как с точки зрения дизайна пространства, так и в плане наличия всей необходимой инфраструктуры. Людям в офисах необходимо дать возможность поесть, передохнуть, заняться спортом, пообщаться – иначе у них не будет стимула покидать свои уютные дома.

Выстроить подобную инфраструктуру и сделать продуманный дизайн помогут цифровые технологии, способные проанализировать использование помещений, привычки работников, их потребности и желания. Благодаря искусственному интеллекту можно выстроить целую экосистему, в которой каждому будет спокойно и приятно. В новой офисной реальности вряд ли найдется место рядам рабочих столов, на которых пылятся мониторы. Подобные места с их фабричным духом уступят место комфортабельным и дружелюбным помещениям, скроенным по индивидуальным заказам.

Собирая данные

Компании по-разному приспосабливаются к изменившимся обстоятельствам. Пока рано говорить о готовых решениях для рабочего места – каждый бизнес сам решает, сколько и откуда лучше работать сотрудникам. Владельцам недвижимости жизненно важно держать руку на пульсе арендаторов. Необходимо понимать, утверждают в McKinsey, что существующие офисные площади не будут востребованы так, как раньше. Изменились задачи, стоящие перед людьми, работающими в офисе, и рантье должны предложить им что-то новое. В противном случае владельцы недвижимости рискуют остаться у разбитого корыта – квадратные метры без изюминки больше никому не нужны.

Сейчас – отличное время, чтобы подумать над новыми решениями в области аренды недвижимости. Пока многие помещения простаивают, владельцы могут поэкспериментировать с их переоборудованием. Скорее всего, им в этом понадобится помощь цифровых технологий, которые позволяют изучить все что угодно: от пешеходного трафика в здании до частоты заваривания чая на корпоративной кухне. Все эти данные – ключ к успеху на постковидном рынке арендной недвижимости.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить