Казахстанские отельеры потеряли больше 50% доходов. Что это значит для отрасли?

14953

Итоги 2020 года для гостиничного бизнеса в Казахстане подвел для Forbes.kz генеральный директор гостиницы «Рахат Палас» Вячеслав Масалитин

ФОТО: pixabay.com

Среди отраслей экономики, пострадавших больше всего в 2020, особо выделяется гостиничный бизнес. Тотальная изоляция целых стран и городов, прекращение международных рейсов, карантин и ограничения на передвижение – все это нанесло беспрецедентный ущерб индустрии.

Вячеслав Масалитин
Вячеслав Масалитин

Рождение «новой нормальности» и происходящие изменения в поведении потребителей, путешественников и представителей бизнеса продолжают оказывать сильнейшее влияние на гостиничный бизнес, обусловливая потребность в изменениях и новых подходах в отрасли. Эксперты считают, что происходящие трансформации в индустрии путешествий и гостеприимства будут иметь долгосрочный характер и далеко идущие последствия. Для лучшего понимания перспектив развития отрасли предлагаю взглянуть на итоги гостиничного бизнеса в Казахстане за 2020 год.

Основные KPI отрасли

Согласно отчетам STR (Smith Travel Research), среднегодовая загрузка отелей (Occupancy%) категории 4 и 5 звезд в Казахстане была на уровне 26,2%. Это отражает падение загрузки номерного фонда на 49,8% к уровню 2019 года (Рисунок 1).

Основные факторы, которые повлияли на почти двукратное сокращение гостей в отелях, – прекращение международного авиасообщения, закрытие городов на карантин, запрет на командировки во многих компаниях, отмена крупных мероприятий, конференций и выставок.

Если говорить о сегментах путешественников в крупных гостиницах, то больше всего просел сегмент групповых поездок (Groups) и корпоративный сегмент (Special contract and negotiated). Сегмент индивидуальных путешественников (Transient) просел в меньшей мере, хоть и претерпел значительные изменения – с рынка исчезли международные туристы, данный сегмент представлен исключительно казахстанскими путешественниками. При этом стоит упомянуть, что загородные отели и отели в рекреационных локациях пострадали значительно меньше нежели объекты размещения в городах. Если сравнивать регионы, то в лучшей ситуации оказались отели, переориентированные на прием вахтовых сотрудников в нефтедобывающих областях.

Рисунок 1. Загрузка гостиниц категории 4 и 5 звезд в Казахстане
Рисунок 1. Загрузка гостиниц категории 4 и 5 звезд в Казахстане

Средняя стоимость номера (ADR) в крупных отелях в сегменте 4 и 5 звезд, по данным аналитических отчетов за прошедший год, снизилась на 10,5% и составляет порядка 27 тыс. тенге (Рисунок 2). Отели не готовы значительно снижать цены при отсутствии достаточного спроса на рынке.

Рисунок 2. Средняя стоимость номера
Рисунок 2. Средняя стоимость номера

Значительное уменьшение номерного фонда вкупе со снижением средней стоимости номера привело к падению основного показателя в отельном бизнесе - выручки в расчете на номер (RevPAR). В целом за год выручка в расчете на номер в казахстанских гостиницах, по которым STR публикует отчетность, упала на 55,1% (Рисунок 3). Больше всего пострадали гостиницы в сегменте 5 звезд: их выручка сократилась в среднем на 57,6%. Другими словами, можно констатировать двукратное падение доходности отельного бизнеса в 2020 году. При таких показателях доходности потери крупных игроков рынка, международных отелей исчисляются сотнями миллионов тенге.

Рисунок 3. Выручка в расчете на номер
Рисунок 3. Выручка в расчете на номер

Сокращение выручки логически побуждает бизнес к оптимизации расходной части. Индустрия гостеприимства всегда относилась к «человекоемкому» бизнесу, а расходы на фонд оплаты труда в гостиницах – одна из основных статей расходов. По словам экспертов отрасли, почти все крупные гостиницы были вынуждены сократить количество своего персонала, а также ввести мораторий на прием новых сотрудников. Многие крупные отели закрыли год со штатным расписанием, сокращенным более чем в два раза. Сокращение операционных расходов в отрасли, безусловно, мультипликативно отражается на смежных отраслях экономики и налоговых поступлениях в бюджет. Дальнейшее затягивание текущей ситуации несет в себе большие социальные риски для государства, вопрос приобретает радикальную актуальность, если учесть, что гостиничный бизнес – это работа для сравнительно молодого персонала. Считается, что средний возраст сотрудников, занятых в отрасли, составляет около 30 лет.

Основной движущей силой в отельном бизнесе в 2020 был внутренний туризм, однако узость этого сегмента и недостаточный внутренний платежеспособный спрос являются ограничительным фактором для развития гостиниц высокой ценовой категории. Эксперты не прогнозируют значительного улучшения ситуации до открытия границ и восстановления международного авиасообщения. По мнению отельеров, негативные последствия эпидемии и карантинных мероприятий для гостиничного рынка будут иметь долгосрочный характер, а полное восстановление, как считают эксперты компании Cushman & Wakefield, займет 3-5 лет.

Меры поддержки отрасли, предпринимаемые в 2020 году на государственном уровне, предусматривающие, в частности, налоговые послабления для гостиничного бизнеса, – постановление правительства РК от 20 апреля 2020 №224, не могут кардинально улучшить положение. Эксперты считают, что восстановление индустрии в прежнем объеме возможно только в случае значительного улучшения ситуации с пандемией COVID-19 на глобальном уровне и достижения, с помощью массовой вакцинации, необходимого уровня коллективного иммунитета, достаточного для полного прерывания распространения COVID-19. До этой поры мы вряд ли увидим карантин и вызванные им ограничения «в зеркале заднего вида».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить