«Три дороги»: как гостиничный рынок Казахстана переживает наплыв мигрантов из России

Вернутся ли цены на проживание в отелях на прежний уровень?

ФОТО: pixabay.com

Ажиотаж на рынке арендного жилья в Казахстане, случившийся в конце сентября 2022 года, многие связывают с массовым приездом россиян в страну. Так называемая вторая, или осенняя, волна миграции из РФ подтолкнула некоторых арендодателей менять цены и выселять арендаторов в надежде сдать жилье втридорога. Наплыв ощутил и гостиничный рынок: для многих потенциальных гостей поиск свободного номера в те дни оказался чем-то вроде квеста, а стоимость проживания взлетела до небес. Что происходит на рынке, продолжат ли цены расти и когда стабилизируется ситуация с заполняемостью отелей – об этом Forbes.kz поговорил с экспертами и профучастниками рынка.

Ситуация – нетипичная

«Гостиницы Астаны сейчас заполнены почти на 100%. День назад искала номер, нашла с трудом. В Алматы – то же самое. Коллеги из Петропавловска и Уральска, где в целом мало мест размещения, говорят, у них все занято до конца октября», – с президентом Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаевой мы беседуем 30 сентября.

Рысты Карабаева
Рысты Карабаева
ФОТО: личный архив

Средняя заполняемость отелей по Казахстану, поясняет глава ассоциации, до пандемии не превышала 30%, в международных сетях она всегда выше – 60-90%. «В этом году заполняемость выросла, на сколько – станет понятно по итогам года. Конечно, и в Алматы, и в Астане бывают периоды, когда проходят большие мероприятия и мест не остается. Обычное дело. Но так, чтобы невозможно было принять туристические группы из-за того, что все занято, причем во всех сегментах – и в хостелах, и в пятизвездочных отелях, – это впервые. И это, конечно, связано с военными действиями [России в Украине], с мобилизацией [объявленной в России]», – говорит собеседница. При этом, добавляет она, россияне - типичные для Казахстана гости, 3,5-4 млн человек из соседней страны пересекают границу в обоих направлениях ежегодно.

Поиски с переменным успехом

Суббота, 1 октября. Поздний вечер. Представляем, что в понедельник нужно ехать в срочную командировку и потому так же срочно нужно найти номер в гостинице. По запросу: «Дата заезда – 3 октября, дата отъезда – 4 октября, один взрослый» Booking.com выдает примерно 25 вариантов для Алматы (количество постоянно колеблется – по всей видимости, по мере бронирования или отмены брони). В половине случаев поисковая машина указывает: по этой цене на сайте остался всего один вариант; в некоторых отелях – по два-три свободных номера, в некоторых – по пять-семь. Цены – от 45 тыс. до 250 тыс. тенге, причем в наличии в основном номера делюкс и люкс. Пробуем найти отель в Астане. Тот же сайт в воскресенье, 2 октября, предлагает около 20 вариантов на ночь с 4 по 5 октября. По наличию свободных мест картина примерно такая же: в большинстве случаев только один-два свободных номера по указанной цене. Цены – от 35 тыс. до 200 тыс. тенге.

Меняем параметры поиска: сдвигаем ночь в отеле на неделю – на 10-11 октября. В этом случае сайт выдает для Алматы почти 70 гостиниц. Во многих из них в наличии все так же по одному номеру на момент поиска, но категорий номеров больше – уже можно найти стандарт, одно- или двухместный. Цены – в целом от 20 тыс. до 57 тыс. тенге. Поиск для Астаны на 11-12 октября предложил 40 вариантов отелей в столице. Примерно в половине случаев номер стоил от 20 тыс. до 50 тыс. тенге, в четверти случаев – от 50 тыс. до 90 тыс. тенге.

Окно бронирования сузилось

В отделе маркетинга одного из алматинских отелей повышение цен и высокую заполняемость напрямую связывают с «дополнительным количеством гостей, которые приехали в страну» с февраля этого года.

Вячеслав Масалитин
Вячеслав Масалитин
ФОТО: личный архив

«Не все из них могут снять квартиру, поэтому смотрят на самую удобную опцию – отель. Причем если раньше приезжающие, как правило, бронировали номер за 10-14 дней, кто-то – за три-четыре месяца, то сейчас окно бронирования сузилось до пяти-семи дней. Из-за этого цены повышаются. Если посмотреть на сайтах бронирования, то можно увидеть, что на следующие три-четыре недели есть номера, но когда подходит время бронирования, то мест уже не остается – это как раз из-за того, что окно бронирования сейчас очень маленькое», – пояснили в отеле.

С тем, что такая ситуация – когда на ближайшие день-два-три номера в основном уже заняты – не типична для казахстанского рынка, причем уже долгие годы, соглашается профессор практики Школы гостеприимства и туризма AlmaU Вячеслав Масалитин. «Сейчас мы наблюдаем «комбинацию факторов»: традиционный высокий сезон – сентябрь и октябрь – совпал с потоком мигрантов в Казахстан, – поясняет он. – Именно этим объясняется то, что в последние дни сентября было практически невозможно забронировать гостиничный номер в Алматы на крупнейшей онлайн-площадке бронирования, на которой представлено более 1200 объектов размещения. Все номера были распроданы».

Увеличение спроса, по словам Вячеслава Масалитина, ощутили все категории гостиниц. «Причем в отелях экономкласса многие комнаты забронированы на долгий срок – от трех месяцев, – говорит собеседник. – Эти отели выступают конкурентами жилой арендной недвижимости, стоимость которой также значительно возросла. Однокомнатные квартиры в центре Алматы сдаются по 500-600 тыс. тенге в месяц, что соответствует стоимости в 20 тыс. тенге за сутки проживания. Это стоимость гостиничного номера экономкласса».

Гостиница «Три дороги»

«Цены на проживание подняли все, – продолжает Рысты Карабаева. – В пятизвездочных отелях в лучшие времена номер стоил $150 (во время пандемии – $100), сейчас – $300. Международные сети повысили цены. Местные, не столь востребованные отели из-за нехватки мест – тоже. Например, номер в одной из столичных гостиниц, красная цена которому 15 тыс. тенге, стоил [в конце сентября] 80 тыс. В другом отеле номер предлагают за 100 тыс., хотя обычно он не дороже 26-28 тыс. тенге».

Безусловно, отмечает Вячеслав Масалитин, поток мигрантов «напрямую повлиял на цены в гостиницах». Причем, по словам эксперта, из-за «лавинообразного увеличения» спроса на услуги временного проживания цены в сентябре выросли минимум на 100% буквально за несколько дней. «Стоимость увеличилась в гостиницах всех категорий. При этом некоторые гостиницы экономкласса в пиковые дни спроса – 28-30 сентября – выставляли цены на порядок выше гостиниц класса «5 звезд», которые были недоступны для бронирования. Налицо желание воспользоваться ситуацией и установить необоснованно высокие цены на проживание», – считает эксперт.

Однако ситуация с ценами нестабильна и меняется очень быстро. «Если пару дней назад цены на проживание были высокими, мест не хватало, то сейчас – цены завышены, но не до такой степени, и места появляются», – замечает Рысты Карабаева. В отделе маркетинга одной из алматинских гостиниц говорят о том же: «Вчера еще цены были более высокими, сегодня – резко упали». Стоимость меняется буквально каждый день. «Колебания в ценах – в пределах 15-20 тыс. тенге. Такого быть не должно», – отмечает собеседник из отеля.

Выше спрос – выше цены

Не во всех отелях и управляющих компаниях, к которым Forbes.kz обратился за комментарием, большую загруженность и высокие цены связывают напрямую с волной миграции. В отделе продаж гостиницы «Алматы», например, сообщили: «Никаких изменений по ценам из-за ситуации с Россией у нас не было. Заполняемость сейчас высокая, но это тоже не из-за россиян. Сентябрь – сезон выставок; гостиница практически весь месяц была полная, поскольку приезжали разные группы из разных регионов. Компании бронируют номера. На октябрь на 50-60% заполнено. Когда остается мало свободных номеров, есть смысл поднимать на них цены».

Мадина Уразмбетова
Мадина Уразмбетова
ФОТО: личный архив

О динамическом ценообразовании говорит и PR-менеджер Aqniet Group Мадина Уразмбетова: «В сетевых отелях тариф устанавливается путем прогнозирования спроса и коррелирует с повышением спроса. Во время проведения в городе концертов, форумов и выставок спрос увеличивается, а значит, цена повышается». По ее словам, в Novotel Living and Ibis Almaty Jetisu, которым владеет компания, «внепланового повышения базовых тарифов, связанного с увеличением притока граждан РФ, не было». Вместе с тем собеседница отмечает, что в сентябре россияне заняли второе место по числу среди гостей отеля (после событий, случившихся в Казахстане в январе 2022 года, их практически не было). «На первом месте по-прежнему казахстанцы», – сообщила Мадина Уразмбетова.

Директор по развитию сети апарт-отелей YE’S Astana Антон Агапов заметил, что увеличение спроса наблюдается с конца сентября. «Арендная ставка у нас выросла в среднем на 40%. При этом загрузка номерного фонда с 29 сентября составляет 100%. Ожидаем сохранения этой тенденции до конца года», – поделился спикер.

Прогноз: нестабильность

Что будет дальше? Отвечая на этот вопрос, некоторые из наших собеседников говорят о нестабильности, непредсказуемости и невозможности заглянуть в «далекое будущее». «Прогноз, как раньше – на этот и следующий год, сейчас сделать очень сложно: в одну неделю могут быть одни цены, в другую – другие», – отмечает эксперт из отдела маркетинга алматинского отеля.

Антон Агапов
Антон Агапов
ФОТО: архив пресс-службы

«В высокий сезон стоимость проживания обычно повышается, потом снижается. Вряд ли отели все время будут держать цены высокими. Но сейчас ситуация нетипичная, поэтому спрогнозировать стоимость проживания до конца года сложно», – говорит Рысты Карабаева. В то же время она отмечает, что ценовая политика гостиниц одинакова везде: пятизвездочный отель меньше $100 стоить не будет. Период новогодних праздников для гостиниц Алматы и Астаны, которые имеют, как правило, бизнес-направленность, – это низкий сезон (цены снижаются – F). А для курортных отелей, например, в Боровом, это, наоборот, время повышения цен. Притом что в таких отелях тоже уже повысили стоимость проживания.

Вячеслав Масалитин полагает, что ситуация стабилизируется. Многие россияне, по его словам, не планируют оставаться в Казахстане надолго, но, «учитывая масштаб миграции и относительно маленький рынок коммерческой недвижимости», давление на цены будет ощущаться еще довольно долго. В брендовых гостиницах, продолжает собеседник, рост цен заметен на онлайн-площадках. Однако такие отели ограничены в повышении цен своим корпоративным клиентам – до тех пор пока в отеле есть свободные номера либо при условии, что даты заезда гостей не подпадают под действие прописанных в договоре black out dates. «Я не думаю, что за три месяца до конца года гостиницы начнут перезаключать договоры с корпоративными клиентами, скорее всего, корпоративные цены будут действовать до конца года. Однако с нового года можно прогнозировать значительное повышение цен на проживание всеми крупными игроками. Таких цен, как раньше, уже не будет, даже если ситуация с притоком мигрантов как-то разрешится», – считает Вячеслав Масалитин.

Мадина Уразмбетова отмечает, что цены на проживание до конца этого года будут зависеть от развития событий в стране и мире. «Экономическая ситуация в Казахстане, в частности в гостиничном бизнесе, может отразиться на тарифах. Но планового повышения [в отелях компании] не ожидается», – сообщила представитель компании.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
345880 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить