Дефицит жилья в Казахстане – 25 млн кв. м. Как его снизить?

12063

Депутаты предлагают правительству пересмотреть программы «Доступное жильё 2020» и «Дорожная карта занятости 2020»

 

Окончание. Начало см. здесь и здесь.

12 и 13 января Forbes.kz рассказал о том, что группа депутатов парламента провела тщательный анализ расходов бюджета в социальном блоке. По его итогам народные избранники нашли не только множество способов сэкономить миллиарды бюджетных средств, но и попутно предложили серьезные реформы в различных сферах. 3 января 2015 руководство страны дало членам правительства поручение: изучить депутатский доклад и принять по нему меры.

Мы уже рассказывали о предлагаемых изменениях в системах здравоохранения и образования. Сегодня речь пойдет о других социальных инициативах.

Часть З. О жилье, сиротах и занятости

О программе «Доступное жилье 2020»

Авторы доклада признают: в настоящее время обеспечение казахстанцев доступным жильем остается серьезной проблемой. Дефицит жилья составляет, по разным оценкам, от 23 млн до 25 млн квадратных метров жилых площадей, а ежегодно строится до 6 млн. В стране насчитывается около 300 тыс. семей-очередников. По прогнозам экспертов, в 2020 численность населения достигнет 19 млн, а строиться будет 10 млн кв. м в год.

При этом, считают депутаты, правительство не проводит анализ эффективности программы «Доступное жилье 2020», не изучает причины повышения цен на недвижимость. А их множество. Это несовершенство финансовых инструментов, неразвитость строительной индустрии и производства строительных материалов, дефицит рынка доступного жилья для основной массы экономически активного населения, дефицит социального и арендного жилья по категориям очередников, влияние спекулятивных процессов на уровень его доступности. Кроме того, действующее законодательство и  нормативно-правовая база в области жилищных отношений не в полной мере регламентирует вопросы арендного жилья, обязанности местных исполнительных органов власти. Определенная часть самозанятого населения живет за счет сдачи излишков площадей в аренду. Такие сделки не регистрируется, не облагаются налогом.

В этой связи авторы исследования предлагают целый ряд мер.

1. Ужесточить ответственность местных исполнительных органов за то, что не была вовремя подведена инфраструктура и коммуникации к строящимся и уже построенным объектам.

2. Запретить выделение под строительство жилья земельных участков, не обеспеченных инфраструктурой и коммуникациями.

3. Принять меры по системному планированию строительства одно-, двух- и трехкомнатных квартир на основе анализа текущих и прогнозных потребностей нуждающихся в таких квартирах семей.

4. Проработать условия предоставления арендного жилья молодым семьям до 35 лет, состоящим в браке не менее трех лет и имеющим детей.

5. Запретить продажу полученного по программе в аренду жилья в течение пяти лет после регистрации права собственности на него.

6. Запретить арендаторам сдавать квартиру в субаренду, дарить ее и обменивать.

7. Принять комплекс мер по недопущению спекулятивного роста цен на жилье и земельные участки.

8. Проработать вопрос о введении повышающегося налогообложения спекулятивных сделок (при перепродаже жилья в течение определенного срока после покупки).

9. Рассмотреть передовой зарубежный опыт по введению спекулятивного налога при продаже земельных участков для строительства жилья.

10. Пересмотреть нормативы обеспечения социальным и арендным жильем в сторону понижения.

11. По мере расширения рынка арендного жилья поэтапно отказаться от практики строительства государственного жилья, подлежащего приватизации.

О детях-сиротах

В Казахстане проживают 32 362 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 21 350 находятся под опекой или попечительством, 1 820 - на патронатном воспитании в семьях казахстанских граждан. 9 192 детей находятся на полном государственном обеспечении. Из них:

- в детских домах системы образования - 7169,

- в домах ребенка системы здравоохранения - 1201,

- в домах инвалидов социального развития - 22.

С 2011 опекунам и попечителям на содержание опекаемого ребенка начисляется ежемесячное пособие в размере 10 МРП - 19 820 тенге.

Патронатные воспитатели получают заработную плату (в зависимости от образования - от 35 тыс. тенге и выше) и денежные средства на содержание подопечного - 9 МРП (17 837 тенге) на дошкольника, 10 МРП (19 820 тенге) на школьника.

Казахстанские граждане, усыновившие ребенка до одного года, имеют право на единовременное пособие по рождению, ежемесячное пособие на ребенка до года, а также отпуск по уходу за ребенком.

С января 2015 гражданам РК, усыновившим ребенка, производится единовременная денежная выплата в размере 75 МРП - 148 650 тенге.

В последние годы в республике наметилась положительная тенденция в обеспечении условий проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах. В 2013 на содержание детских домов выделено 10 млрд 328 тыс. тенге. Расходы на содержание в детском доме одного ребенка в год составляют около 1,4 млн тенге - около 118 тыс. тенге в месяц, что многократно дороже, чем содержание детей в семьях.

Учитывая это, депутаты предлагают определить единый государственный орган по профилактике социального сиротства и снижения числа детей, помещенных в детдома. Также имеется необходимость модернизации системы государственной опеки и развития альтернативных форм устройства детей, особенно в возрасте от 0-3 лет и со специальными потребностями.

Авторы доклады призывают правительство принять меры по стимулированию усыновления детей-сирот казахстанскими семьями,  упрощая и повышая прозрачности процедур усыновления; а также создать национальный банк данных детей-сирот.

«Дорожная карта занятости-2020»

За период реализации этой программы с 2001 из республиканского бюджета на 1 сентября 2014 было выделено 256,1 млрд тенге. За это время господдержку получили 267,6 тыс. человек, из них завершили профессиональное обучение 82,9 тыс.

Из прошедших обучение трудоустроено на постоянные рабочие места - 68,1 тыс. Остальные почти 198 тыс. человек устроены на временные рабочие места, участвовали в студенческих молодежных практиках, в реализации инфраструктурных проектов, прошли обучение основам предпринимательства.

В течение этого же периода микрокредиты получили 19,1 тыс. человек.

В 2015-2017 по «Дорожной карте занятости 2020» и по программе кредитования областных бюджетов на содействие развитию предпринимательства на селе предусматриваются расходы в общей сумме более 295,4 млрд тенге. При этом анализ реализации программы позволяет депутатам сделать вывод о ее низкой эффективности, несоответствии результатов каждого направления конечной цели программы, об отсутствии системности и четких критериев освоения колоссальных бюджетных средств.

Потому авторы доклада предлагают свернуть направления программы, связанные с содействием развитию предпринимательства, а подпрограмму для самозанятого населения перенести в «Дорожную карту бизнеса 2020».

Также предлагается закрыть направление по обеспечению занятости через развитие инфраструктурных проектов - как не соответствующее целям и задачам.

Впредь правительству рекомендуется оценивать эффективность мер по содействию занятости осуществлять по количеству созданных постоянных рабочих мест и сумм, затраченных на создание одного рабочего места.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить