Как Kusto Group реализовала международный девелоперский проект во Вьетнаме

17070

Опыт, наработанный во Вьетнаме, Kusto Home планирует использовать и в Казахстане, где будет развивать ЖК Koktobe City, расположенный в Алматы

Фото: Phi Phi Vinh

Парни и девушки танцуют каражорга. Домбристы исполняют мировую классику. Эта обыденная для Казахстана картинка кажется сюрреалистичной, когда дело происходит в Хошимине – самом крупном городе Вьетнама. Её увидели участники октябрьского гала-ужина, который проводила компания Kusto Home, девелоперское подразделение казахстанского инвестиционного холдинга Kusto Group, в честь завершения строительства ЖК Diamond Island.

- Diamond Island является первым успешным опытом казахстанского девелопмента на международных рынках в luxury-сегменте и первым крупным казахстанским проектом во Вьетнаме, – отметил председатель совета директоров Kusto Group Еркин Татишев.

Председатель правления Kusto Home Мурат Утемисов сказал, что появление проекта было бы невозможно без здорового авантюризма:

- Мы, как группа, никогда не ставили себе целью выходить только на сформировавшиеся рынки, всегда искали что-то интересное, что станет для нас вызовом.

Рынок Вьетнама компания стала осваивать еще в 90-е, поставляя сюда минеральное сырье.

- 10 лет назад стало понятно, что страна имеет большой потенциал: сегодня это почти 100 млн населения, из которых 70% моложе 35 лет. Это одна из самых быстрорастущих экономик не только Азии, но и мира, – отмечает Утемисов.

Именно поэтому в 2007-м Kusto Group купила в Хошимине остров, чтобы реализовать девелоперский проект. Остров площадью 8 га имеет каплевидную форму, поэтому местные назвали его Бриллиантовым. Со всех сторон он омывается рекой Сайгон.

- Территория была дикой, со слаборазвитой инфраструктурой. Потому что администрация Хошимина относительно недавно начала развивать этот район, чтобы разгрузить бизнес-центр города, – поясняет Утемисов. – Время показало, что мы удачно выбрали расположение для ЖК: в 2018-м правительство возвело мост (мы были соинвесторами), и теперь от Diamond Island к центру Хошимина можно доехать всего за семь минут.

В 2008 компания провела международный тендер, который выиграл знаменитый архитектор из Японии Арата Исодзаки. Он спроектировал ЖК класса люкс, состоящий из девяти башен.

- В 2009-м мы начали продавать площади в первых двух башнях, однако карты спутал финансовый кризис, который разразился во Вьетнаме в 2011–2012 годах. Кроме того, прежняя проектировка стала неактуальной, – вспоминает Утемисов.

В 2015-м он перебрался во Вьетнам и вместе с командой пересмотрел концепцию. Было до семи сокращено количество башен и изменена их планировка. В совокупности это дало самую низкую плотность застройки в Хошимине: всего 15% острова заняты домами, 85% – ландшафтное пространство.

- Вьетнамцы, как и казахи, почитают семейственность, поэтому мы позиционировали комплекс как дом для трёх поколений, и для каждого создали комфортные условия. Причем мы даже учли потребности детей разных возрастов: открыли предшколу, создали детские площадки для малышей. Для тех, кто постарше, сделали в детском бассейне аквапарк, хотя так не принято в ЖК. Для подростков есть workout-пространства, корты, баскетбольная и волейбольная площадки, – перечисляет Утемисов.

Взрослые во Вьетнаме любят не просто купаться, а заниматься спортивным плаванием. Поэтому в Kusto Home приняли решение разделить бассейны – 50-метровый, детский и resort style. Площадь водной глади всех трёх составляет 2300 кв. м, сюда не входят частные бассейны в пентхаусах Pool villa на нижних этажах и Sky villa на верхних.

- Для старшего поколения имеется зона релаксации Zen Garden с садом камней, площадкой для занятий йогой, местами для настольных игр, – рассказывает Утемисов. – Есть также место для проведения open air party, зоны барбекю, рестораны, магазин, спа, бесплатный фитнес-зал – всего 42 объекта.

Чтобы улучшить обслуживание ЖК, Kusto Home создала «дочку» по управлению недвижимостью.

- Мы сотрудничали с международной компанией в сфере property management. Но приходилось ждать, чтобы элементарно помыли окна, потому что заявка проходила через их систему согласований. Поэтому решили сами управлять ЖК, – поясняет собеседник.

- Во второй фазе мы разработали планировки 1-bedroom квартир (гостиная плюс спальня), 2-, 3-, 3+ (с комнатой для персонала) и 4-bedroom, двухэтажные дуплексы, пентхаусы Pool villa и Sky villa, а также Garden villa с прилегающими участками земли. Был уверен, что 3+ bedroom будут активно покупать богатые семьи, которым нужна спальня для обслуживающего персонала. Но они не пошли, – говорит Утемисов. – Тогда мы придумали такой ход. Сделали внутри одной большой квартиры 1-bedroom и 2-bedroom – практически автономные отделения с общей входной дверью. Во Вьетнаме развит рынок инвесторов, которые покупают квартиры, чтобы сдавать их в аренду. И они получили опцию: покупаете квартиру «2 в 1», живёте в одной части, а вторую сдаете, пока ваши дети не вырастут. Это сработало.

Объём продаж в ЖК составил порядка $400 млн. Стоимость «квадрата» зависит от расположения башни, вида, этажности (всего 29 этажей), планировки, отделки. Допустим, в первой башне Hawaii (все башни носят названия популярных островов мира) в среднем 1 кв. м стоил $1900 без НДС.

Те, кто знает Вьетнам изнутри, говорят, что для иностранцев завершение такого проекта равносильно высадке на Марс. Утемисов соглашается, что это и интересно, и сложно. Во-первых, здесь закрепились девелоперы из Южной Кореи, Японии, Сингапура: у них есть имя, дешёвые деньги. К примеру, сингапурский Capital Land получает кредиты от своего Temasek (аналог «Самрук-Казына») под 1–2% годовых.

А мы кредитуемся в местных банках под 11–12%, – говорит Утемисов.

Во-вторых, 70% времени реализации проекта занимает не сама стройка (к слову, строительство тоже вела «дочка» Kusto Group, возводившая один этаж за пять дней), а согласование с госорганами.

- Одна из главных составляющих успеха в такой стране – это люди. Несмотря на большое население, очень сложно подобрать «правильных». В первый год текучка составила 140%, – вспоминает Утемисов. – Вьетнамцы очень чувствительные. Их нельзя критиковать: могут уволиться, потому что для них важнее всего сохранить лицо. Но мы нашли подход к этим людям: их нужно мотивировать и подбадривать, тогда они будут продуктивными и лояльными.

По информации собеседника, к моменту завершения строительства было продано 98% квартир. Свыше 50% покупателей из более чем 25 стран уже празднуют новоселье.

Опыт и компетенции, которые наработаны во Вьетнаме, Kusto Home планирует использовать и в Казахстане, где будет развивать ЖК Koktobe City, расположенный в Алматы, с видом на гору Коктобе. Его жители будут обеспечены полноценной инфраструктурой: школа High Tech Academy на 1000 мест, два детских сада, парк.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить