Закупки нацкомпаний: вольница закончилась

Задержания должностных лиц «Байтерек Development» могут стать отправной точкой не только нового регулирования квазигосударственного сектора, но и серьезного разворота в экономической политике страны

Иллюстрация: Мурат Дильманов

Историческое дело

Внимание информационного сообщества в начале этой недели должно было быть приковано к съезду судей, однако его легко затмило небольшое сообщение Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции. Его можно смело назвать программным.

Из этого сообщения следует, что дело высокопоставленных сотрудников «Байтерек Development», которые обвиняются во взятках за распределение заказов на строительство жилья по госпрограмме «Нурлы жол», несмотря на свой размах, оказалось лишь иллюстрацией к общему замыслу.

Антикоррупционное ведомство обратило внимание, во-первых, на то, что злоупотребления «Байтерек Development» осуществлялись «в течение длительного времени на системной основе», и этому способствовали изъяны в самой схеме работы компании. А, во-вторых, на то, что аналогичные преступления были выявлены и в других квазигосударственных структурах, включая «Астана ЭКСПО-2017», АО «НК «СПК «Астана», СПК «Жетысу», АО «КТЖ», АО «Казахтелеком», АО «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», АО «Казмунайгаз Онимдери».

А это уже совсем иной расклад. Это уже дало основания поставить общий диагноз  квазигосударственному сектору, который был определен как отсутствие механизмов контроля за закупками. Общая же сумма таких закупок, по экспертным оценкам, в прошлом году составила порядка 6 трлн тенге.

Правила не помогут

В этой связи предлагается «кардинально» пересмотреть подходы к закупкам в квазигосударственном секторе. Впрочем, до такого решения, как распространение на нацкомпании действия закона о госзакупках, предложения антикоррупционной службы все же не дошли. Вместо этого предлагается принять для них отдельный правовой акт, внедрять электронные закупки.

Но если разобраться, не совсем понятно, насколько такие меры способны что-то изменить. С одной стороны, процедуры осуществления закупок уже существуют, и они достаточно унифицированы. Например, компании, входящие в группу «Самрук-Казына», ведут закуп товаров, работ и услуг по единым правилам, которые выстроены по аналогии с правилами госзакупок.

С другой стороны, даже если подвести под одни правила всех субъектов госзакупок, ситуацию это не улучшит, поскольку все упирается в независимый контроль за их соблюдением. Кто его будет осуществлять? Можно эти функции передать государству, однако в правительстве ранее утверждали, что условием вступления Казахстана в ВТО стало отсутствие государственного регулирования закупок квазигосударственного сектора. Так что здесь все не так просто, как кажется. Принятие единых правил закупок само по себе вряд ли что-то изменит.

Коррупции не может не быть

Антикоррупционное ведомство считает первопричиной «отсутствие единых подходов при осуществлении закупок», хотя на самом деле первопричина – это непомерно раздутое поле для закупок.

Объем товаров, работ и услуг, проходящих через систему закупок государством и квазигосударственными структурами, чрезвычайно велик. Высокий уровень коррупции неизбежен при такой огромной доле государственного участия в экономике, который сейчас сложился. Взять хотя бы тот же «Байтерек Development» и жилищную программу – насколько вообще обосновано в ней участие государства, как заказчика, если жилье все равно так или иначе в конечном итоге финансируется потребителями?

Чтобы одолеть коррупцию в закупках, нужно задаваться вопросом не о том, как проводятся закупки, а о том, зачем они вообще нужны. Только отсечение лишнего позволит сократить возможности для коррупции.

Заявляя на словах о снижении доли государства в экономике и о принципах Yellow Pages Rule, мы на деле пришли к тому, что государство стало доминирующим игроком не только в традиционных сферах естественных монополий, но также на рынке кредитования, жилищного строительства. Государственное и квазигосударственное участие можно отыскать повсюду – от финансирования профессионального спорта до потребительского кредитования на покупку автомобилей.

К ним едет ревизор

Поэтому, если уж всерьез говорить о решении проблемы коррупции при закупках квазигосударственного сектора, то начинать нужно с сокращения этого самого сектора. Более того, следует вести речь об изменении экономической политики, которая сейчас «заточена» именно на то, чтобы расширять линейку инструментов, с помощью которых госорганы и квазигосударственные структуры могут распоряжаться средствами бюджета и Национального фонда, влиять на частный сектор.  

Примечательно, что антикорупционное ведомство упомянуло не только о закупках. Оно предлагает провести «аудит финансово-хозяйственной деятельности всех субъектов квазигосударственного сектора, комплексный анализ национальных компаний и их дочерних организаций на предмет эффективности, прибыльности и результативности».

Это уже совершенно иной поворот. Это уже замах на то, чтобы пересмотреть сложившуюся систему управления госсобственностью, которая у нас постоянно реформируется и трансформируется, но, по сути, остается неизменной в течение многих лет. И строится на простом принципе – топ-менеджмент действует де-факто как собственник.

Дойдет ли до этого дело? Все зависит от того, что стоит за нынешней кампанией. Если она связана с переделом контроля за квазигосударственным сектором, то этим все и ограничится. Более серьезные результаты будут, если она представляет собой попытку ответа на созревший общественный запрос. Ситуация в экономике по-прежнему сложная, и нужно показать решительную борьбу с теми, кто «наживается на временных трудностях», распиливая средства, которые государство с таким трудом наскребло на антикризисные меры и имиджевые проекты. Есть и запрос со стороны влиятельных групп в бизнесе и государства, в глазах которых некоторые руководители квазигосударственного сектора просто потеряли чувство меры.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

, экономист (Астана)

 

Статистика

9844
просмотра