Зачем Казахстану новая нацкомпания в области авиации

10132

Об этом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал глава Управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов Министерства по инвестициям и развитию РК Нурлан Жумасултанов

Нурлан Жумасултанов
Фото: Андрей Лунин
Нурлан Жумасултанов

 

F: Нурлан Тулеубаевич, в прошлом году в Казахстане произошло 5 авиакатастроф. Это много или мало на 18 млн населения?

- Безопасность полётов со времен создания самолёта всегда являлась главным критерием оценки деятельности воздушного транспорта в любом государстве и при любом его политическом устройстве. Я бы не стал утверждать, мало это авиакатастроф или много. Их просто не должно быть! Потому что от этого зависят жизни людей, а это самое ценное, что у нас всех есть. И вообще я считаю, что лучше аварии предупредить, чем их расследовать и выяснять причины произошедшего.

А вот как достичь этого - целая наука. Это должны быть и профилактические мероприятия, включающие в себя постоянное обучение и повышение квалификации авиационного персонала, постоянное техническое обслуживание и ремонт авиационной техники. Кроме того, должна быть системная и целенаправленная работа авиационных властей и т.д.

F: Какое положение занимает Казахстан среди стран мира по частоте авиационных происшествий?

- Всё как у всех. Это же подтверждает и статистика: чем больше летаем – тем больше авиационных событий, некоторые из которых классифицируются как происшествия или инциденты и подлежат расследованию. Но есть такой показатель: соотношение количества происшествий и инцидентов к количеству выполненных полётов и/или перевезенных пассажиров (пассажирообороту). Так вот, по этим показателям Казахстан не хуже, но и не лучше планеты всей. Терпимое положение. Пока.

F: Какие причины происшествий в Казахстане вы бы назвали главными?

- Я бы выделил три. Во-первых, это эксплуатационные причины. Такие происшествия случаются из-за неправильной (с ошибками или нарушениями) лётной или технической эксплуатации авиационной техники. То есть это - человеческий фактор. На эксплуатационные причины авиакомпания влиять может.

Во-вторых, это конструктивно-производственные причины. Они происходят в результате каких-либо ошибок или недочётов при проектировании или конструировании, а также в результате неправильной (ошибочной или с нарушениями) сборки авиационной техники. На конструктивно-производственные причины эксплуатант влиять не может. Здесь зона ответственности проектировщика и производителя авиационной техники.

В-третьих, это внешние причины. К ним относятся неблагоприятные погодные условия, военные действия, акты незаконного вмешательства (терроризм) и тому подобный форс-мажор.

Также может встречаться совокупность этих трёх причин. И задача расследования – вывернуть наизнанку все и везде, чтобы докопаться до истины и установить не только причины, но и предпосылки, определить основные и сопутствующие факторы, которые привели к авиационному происшествию или инциденту, и на основе анализа выработать мероприятия для недопущения происшествий или инцидентов в будущем.

Фото: Андрей Лунин

F: Есть ли у нас системные ошибки, приводящие к авиационным происшествиям?

- Государственное управление в области гражданской авиации состоит из трех важнейших функций: 1) сертификация, 2) контроль и надзор (инспектирование), 3) расследование. В идеале все эти три важнейшие государственные функции должны осуществлять независимые друг от друга государственные или уполномоченные органы. Тогда достигается объективность принимаемых решений, состязательность органов, надзор и контроль друг за другом и другие положительные моменты.

Однако на практике это не всегда так. Для этого есть свои объективные причины.

Сейчас в Казахстане работают только две государственные структуры, которые обеспечивают выполнение всех трёх функций. Это Комитет гражданской авиации (КГА), который осуществляет сертификацию и инспектирование объектов и субъектов авиационной деятельности. Кроме того, имеется Управление по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (УРАПИ), которое проводит расследования происшествий и инцидентов. Оба являются подразделениями Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

То есть две важнейшие госфункции: сертификация и инспектирование сосредоточены в одних руках – в КГА. Вот это и есть системная ошибка, которая рано или поздно даст о себе знать.

F: Как исправить эту ошибку?

- Сейчас уже ведётся большая работа по внедрению в Казахстане британской модели по обеспечению безопасности полётов в гражданской и экспериментальной авиации. Она основана на выделении из КГА функции надзора и контроля (инспектирования) в пользу создаваемой нацкомпании, которая будет финансироваться из бюджета или других внебюджетных источников.

F: Для чего это делается?

- Эта компания не будет государственным органом. И это позволит обеспечить достойную зарплату работникам компании - она будет не менее средней зарплаты по отрасли гражданской авиации. На такую зарплату придут работать авиационные специалисты высокого класса.

Но остается незакрытым вопрос о сертификации. Если эта функция останется за КГА, то всё будет выстроено правильно. То есть все три важнейшие государственные функции будут разделены между тремя субъектами авиационной власти: у КГА – сертификация, у нацкомпании – контроль и надзор (инспектирование), а у УРАПИ – расследование авиационных происшествий и инцидентов.

Со временем такое разделение полномочий даст положительный результат в обеспечении приемлемого уровня безопасности полетов.

Как раз именно этого требует Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – обеспечить независимость друг от друга государственных органов или организаций, осуществляющих эти три важнейшие госфункции.

Фото: Андрей Лунин

F: У всех на слуху «великолепная четвёрка» авиакомпаний, которые занимаются регулярными перевозками по стране. С ними в целом всё понятно. А вот пара десятков небольших частных авиакомпаний, в том числе занимающихся бизнес-перевозками, в тени общественного внимания. Как у них обстоят дела с безопасностью?

- Некоторые проблемы у маленьких компаний ещё остались. На выполнение всех мероприятий по обеспечению безопасности полетов требуются немалые средства. Большие компании в силу их больших финансовых возможностей эти мероприятия выполняют. А вот маленькие компании из-за нехватки денег не могут полностью их обеспечить. На одном из совещаний, посвящённых безопасности полетов, я даже предложил маленьким компаниям объединиться и создать общую структуру, которая бы могла обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий по безопасности полетов. То есть бизнес будет раздельный, а мероприятия по безопасности полетов – объединёнными. А может, и вообще стоит им слиться, как это сейчас происходит в других отраслях экономики.

F: Девять лет назад Еврокомиссия запретила почти всем казахстанским авиакомпаниям полёты в Европу... 

- Да, в 2009 Казахстан попал в так называемый «чёрный список» по итогам нескольких аудитов ИКАО на предмет обеспечения их требований и стандартов. По этой причине Европейская комиссия по безопасности полетов (EASA) запретила полёты казахстанских компаний в страны ЕС. Но прошло время, и Казахстан провёл значительные изменения в своем законодательстве, внедрил их в жизнь, повысил требования в отрасли гражданской авиации согласно документам ИКАО. Это позволило в 2017 пройти аудит ИКАО с небольшими замечаниями, что дало возможность казахстанским авиакомпаниям летать в Европу при прохождении дополнительного аудита EASA, именуемого у них TCO (Third Country Operator).

Выходит, эта печальная история помогла навести порядок в отрасли?

- В целом да, но нельзя самоуспокаиваться. Не надо здесь стесняться, а нужно перенимать лучшие мировые практики у разных стран. Можно и нужно их копировать и внедрять у себя путём внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. И нет здесь никакой политики. Безопасность полетов не имеет политического окраса. Она всем нужна.

Продолжение следует

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить