Как семье Какимжанова доверили ремонт взлётки аэропорта Алматы

22046

Почему подрядчиком ремонта была выбрана скандально известная компания «К-Дорстрой», принадлежащая родственникам экс-министра, Forbes.kz, рассказали в руководстве воздушной гавани

Зейнулла Какимжанов.
Фото: Андрей Лунин
Зейнулла Какимжанов.

Два года назад Forbes.kz рассказал о проблемах с ремонтом взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Уральска. В феврале 2015 журналист нашего издания своими глазами увидел выбоины и трещины, которыми изобиловала полоса сразу после ремонта. Мы резонно задались вопросами: а как на такой полосе будут взлетать и приземляться многотонные самолеты? не угрожает ли такая щербатая полоса безопасности пассажиров?

Сразу после нашей публикации в аэропорт вылетела специальная комиссия, в которую включили экспертов Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию (КГА МИР), а также строителей компании «К-Дорстрой», которая и ремонтировала ВПП. В то же время заместитель генерального директора этой компании Тахип Искандаров уверял, что полоса в таком состоянии не угрожает безопасности людей. После в интервью Forbes.kz председатель КГА Бекен Сейдахметов рассказывал, что на полосе было обнаружено 50-60 выбоин, которые подрядчик пообещал залатать.

Спустя полтора года журналист Ratel.kz Геннадий Бендицкий написал статью под заголовком «Как семья Зейнуллы Какимжанова в авиацию пошла». В ней автор рассказал о том, кому принадлежит строительная компания «К-Дорстрой», а также о том, что ремонтом полосы аэропорта Уральска заинтересовались компетентные органы, которые выявили нарушения при строительстве.

Так, учредителями «К-Дорстрой» являются ТОО «АС» (доля 77,9%) и немецкая GP Günter Papenburg AG (18%). В свою очередь глава ТОО «АС» – Темирболат Жантолыевич Султансихов – сын Сайрангуль Халидолловны Какимжановой, родной сестры бывшего министра госдоходов и министра финансов Казахстана Зейнуллы Халидолловича Какимжанова. Кстати, у казахстанской стороны были серьезные разногласия с немецкими соучредителями, дошедшие до судебных разборок. Об этом Forbes.kz сообщал еще в прошлом году.

Forbes.kz обратился за разъяснениями в Министерство финансов. Отвечая на запрос нашего издания, вице-министр финансов Татьяна Савельева сообщила, что при ремонте полосы Уральского аэропорта были выявлены серьезные нарушения. В частности, инспекция финансового контроля по Западно-Казахстанской области констатировала: «сумма нарушений составила 173,5 млн тенге вследствие применения бетона другого класса». Это при том, что на ремонт полосы и другой инфраструктуры аэропорта из бюджета было выделено 6,323 млрд тенге. Разумеется, государственные финансисты с таким смириться не могли, и закрутилось досудебное расследование.

А в конце января 2017 наш коллега Геннадий Бендицкий вновь удивил: в своей публикации «Как Какимжановы у Какимжановых тендер выиграли» он сообщает: еще не закончена история с реконструкцией взлетно-посадочной полосы Уральска, а «К-Дорстрой» уже заключила более серьезный контракт – на ремонт ВПП самого загруженного аэропорта страны - Алматы!

Айбол Бекмухамбетов.
Фото: Андрей Лунин
Айбол Бекмухамбетов.

Forbes.kz не мог не поинтересоваться у руководителей воздушной гавани южной столицы, почему они связались с «К-Дорстроем». На наши вопросы любезно согласился ответить президент АО «Международный аэропорт Алматы» Айбол Бекмухамбетов.

F: Айбол Ануарович, вы привлекаете «К-Дорстрой» на ремонт вашей ВПП. Но не смутила ли вас история с аэропортом Уральска?

- Прежде всего хочу сказать, что необходимость проведения капитального ремонта у нас назрела давно. В конце 2014 я специально приглашал в наш аэропорт комиссию московского НИИ «Мосаэропроект» - она приезжала, провела анализ и дала заключение: состояние обеих ВПП аэропорта Алматы удовлетворительное, но стадия их эксплуатации - критическая. Тогда я обратился к акционерам и совету директоров и стал доказывать, что назрела необходимость ремонта ВПП. Проектно-сметная документация по ремонту тоже была сделана - компанией «Казаэропроект», и прошла госэкспертизу. Понимая, что безопасность полетов важнее всего, акционеры, совет директоров и правление приняли решение начать капитальный ремонт одной из полос в 2017.

Согласно ПСД, на полосе, которую было решено ремонтировать, надо снять 12 см старого покрытия и выполнить асфальтирование слоем 14 см. Также надо частично построить две скоростные рулежные дорожки, оснастить полосу новой светосигнальной системой.

Ремонт, во-первых, позволит повысить безопасность полетов, во-вторых, даст возможность увеличить производительность аэропорта с 13 взлетно-посадочных операций в час до 27.

F: Во сколько был оценен ремонт?

- Сметная стоимость капитального ремонта составила 5,5 млрд тенге. Однако после девальвации казахстанской валюты в августе 2015 эта сумма была пересмотрена советом директоров и увеличена до 11,52 млрд тенге. При этом скоростные рулежные дорожки было решено построить полностью, а светосигнальную систему улучшить до категории IIIB ИКАО – чтобы большинство самолетов могли сесть в туман с видимостью до 75 метров.

Совет директоров, согласно требованиям антимонопольного законодательства, в октябре 2016 года утвердил состав тендерной комиссии и дату проведения открытого тендера на капитальный ремонт ВПП. 15 октября 2016 в газете «Казахстанская правда» было опубликовано объявление о проведении открытого тендера, оно было продублировано на нашем официальном сайте. Еще раз повторю: был объявлен открытый тендер, доступный любому желающему.

F: И много было желающих в нем поучаствовать?

- Интерес к тендеру проявили 6 компаний: одна турецкая - Serka Taahhut Insaat A.S. и пять казахстанских - АО «К-Дорстрой», ТОО «Өнеркәсіп құрылыс», ТОО «BI групп», ТОО «OTAN-AVIC», ТОО «B.E.I. Electro».

25 ноября 2016 прошло вскрытие тендерных заявок. Из шести компаний, получивших тендерную документацию, только две представили тендерные заявки для участия в – Serka Taahhut Insaat A.S. и «К-Дорстрой».

Сумма тендерной заявки Serka Taahhut Insaat A.S. составила 12 млрд тенге, а цена «К-Дорстрой» - 5,96 млрд тенге.

То есть, цена Serka Taahhut Insaat A.S. превысила планируемый нами бюджет проекта. К тому же эта компания не представила полный перечень документов (список задействованной в проекте техники и по квалификации персонала), а также не выполнила тендерные условия по оплате. Потому ее заявка была отклонена. А тендер признан несостоявшимся.

Повторный открытый конкурс был назначен на 9 декабря 2016. В нем приняла участие только одна компания - «К-Дорстрой». Но из-за того, что на участие в тендере была подана лишь одна заявка, комиссия приняла решение признать и повторный конкурс несостоявшимся. Позже было объявлено о проведении закупок из одного источника.

12 декабря 2016 члены комиссии провели анализ всех предложений и единогласно решили признать победителем закупок «К-Дорстрой».

F: Словом, выбрали компанию, которая предложила наименьшую цену?

- Прежде чем принять решение, наши специалисты досконально изучили всю представленную компанией документацию. Члены комиссии приняли во внимание не только наименьшую цену, но и наличие необходимого опыта в аналогичных проектах, квалификацию, оборудование и т.д. Думаю, что вопросов, почему была выбрана эта компания, не должно возникать.

F: Ну, почему же, они возникают. Например, вы не боитесь, что при такой невысокой стоимости ремонта – 5,96 млрд «К-Дорстроя» против ваших плановых 11,52 млрд - качество ремонта будет соответствующим? 

- Мы будем минимизировать все риски капремонта. У нас в аэропорту имеются два сильных специалиста по строительству и ремонту ВПП – это первый вице-президент Кобланды Тумышев и вице-президент по производству Александр Гордеев. Первый был менеджером проекта строительства новой ВПП в аэропорту Атырау в 2006, и она до сих пор остается лучшей в Казахстане по качеству покрытия. Второй участвовал в строительстве и эксплуатации обеих алматинских взлетно-посадочных полос и знает все их особенности.

Также мы пригласим специалистов одной из международных компаний, которые ведут надзор за строительством подобных объектов. Аудиторы будут здесь жить и у них будет полный доступ к объекту. Они будут постоянно брать на экспертизу образцы стройматериалов. Возможно, в других аэропортах Казахстана при ремонте ВПП такого надзора не было.

Признаться, мы сами рассчитывали потратить больше на ремонт. Но «К-Дорстрой» получила хорошую скидку на светосигнальное оборудование у европейских поставщиков, а это оборудование - львиная доля в бюджете ремонта.

Кобланды Тумышев.
Кобланды Тумышев.

(Здесь в разговор вступил первый вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» Кобланды Тумышев.)

Тумышев: Аудиторы будут контролировать и финансовые вопросы – мы хотим подстраховать себя, чтобы потом к нам не было вопросов. Приглашая международных аудиторов, которые не зависят ни от нас, ни от подрядчиков, мы хотим сделать так, чтобы все было прозрачно и честно.

F: Будет ли застрахован ремонт ВПП?

Тумышев: Да, этот вопрос прописан в тендерной документации и в договоре с подрядчиком. Вообще, когда мы составляли соглашение, то взяли за образец договор международных инженеров-строителей. Договор защищает все интересы заказчика и учитывает все мыслимые и немыслимые ситуации, если подрядчик допускает нарушения. 

Также «К-Дорстрой» дает нам гарантию на свои работы - 5 лет без капремонта.

F: Когда начнется ремонт полосы?

Бекмухамбетов: Я буквально на днях говорил с гендиректором «К-Дорстрой» Валерием Лазаревым. Он сказал, что их специалисты скоро поедут на российские битумные заводы, закажут соответствующий материал. В апреле начнут и обещают в августе закончить. Закрывать аэропорт мы не планируем – на время ремонта будем использовать вторую ВПП.

F: Я правильно понимаю, что договор с «К-Дорстрой» вы уже заключили?

- Заключили. Причем предоплаты с нашей стороны не потребовалось. Условия сделки хорошие. Мы ничем не рискуем, - завершил беседу глава аэропорта.

От себя добавим следующее. Очевидно, что в сотрудничестве с «К-Дорстрой» руководство воздушной гавани Алматы следует принципу: ничего личного, только бизнес. Компания смогла предложить привлекательную цену за свои услуги и аэропорт не смог отказаться. Еще бы, ведь, например, реконструкция бетонной ВПП аэропорта Уральска гораздо меньшей длины - 2800 метров - и возведение другой аэродромной инфраструктуры обошлись казахстанскому бюджету в 6,3 млрд тенге, и это до девальвации 2015 года! А алматинский аэропорт за ремонт асфальтной полосы длиною 4400 метров, строительство рулежных дорожек и установку современного светосигнального оборудования заплатит 5,96 млрд тенге.

Отметим, что, как показал опыт реконструкции ВПП Уральска, да и других аэропортов, Кокшетау, например, недостатки в ремонтных работах видны сразу и невооруженным глазом. Forbes.kz будет следить за развитием событий.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить