Airbus в стае "Эйр Астаны"

17369

Ежегодно пассажиропоток по всему миру будет увеличиваться, а флот авиакомпаний прирастать новыми и более экологичными лайнерами. Казахстан в этом смысле не исключение

Airbus s.a.s./H.Gousse

В следующие 20 лет, по прогнозам авиастроительного концерна Airbus, количество людей, предпочитающих путешествовать на самолетах, будет увеличиваться. Такие прогнозы Airbus основываются на том, что воздушные перевозки – это постоянно растущий рынок независимо от разного рода кризисных явлений. Так, по данным концерна, с 1970 года пассажиропоток удваивался каждые 15 лет. Поэтому следующие 15 лет не станут исключением, и ежегодный рост составит 4,7%.

Наибольший подъем ожидается в развивающихся странах, где ежегодный рост пассажиропотока с 2012 по 2031 год составит 6%, на развитых рынках всего 4%. При этом, как отмечает Бруно Шарверон, директор по маркетингу Airbus по Восточной Европе, СНГ и Центральной Азии, пассажиропоток в странах СНГ будет расти быстрее, чем среднегодовой пассажиропоток в мире. «Ежегодный рост в странах СНГ с 2012 по 2031 год будет на уровне 5,7%, тогда как остальной мир покажет увеличение на 4,7%. Если посмотреть на пассажиропоток, разделив весь период на два десятилетия, то мы увидим, что прирост в ближайшие 10 лет в СНГ составит 6,4%, а общемировой рост – 5,1%. Во втором десятилетии (2022–2031 годы) будет небольшой спад – до 5 и 4,4% соответственно», – отмечает Бруно Шарверон.

В связи с этим авиакомпании стран Сод­ружества будут нуждаться в расширении существующего флота. Данную потребность в 20-летней перспективе концерн оценивает в 1679 воздушных судов (ВС), из которых порядка 717 самолетов будет направлено на замену старых ВС, а 962 ВС пополнят флот. Объем авиарынка СНГ будет в пределах $173 млрд. 

На сегодняшний день в странах СНГ эксплуатируется более 800 самолетов (с количеством кресел более 100). Через 10 лет лишь часть самолетов от действующего авиапарка останется в эксплуатации, оставшийся флот будет полностью заменен (порядка 517 ВС). Вместе с тем рынок воздушных судов в этом регионе пополнится дополнительно 368 новыми лайнерами, покрывая сформированный спрос. Что же касается Казахстана, то, по данным Министерства транспорта и коммуникаций РК, в 2011 году на пассажирских перевозках, выполняющих регулярные полеты, было задействовано 58 воздушных судов, в том числе 41 западного производства (Boeing 767/757/ 737, Airbas 319/320/321, Embraer 190/145 и другие).

Авиапарк крупнейшего авиаперевозчика страны АО «Эйр Астана» на сегодняшний день состоит из 26 самолетов западного производства, их средний эксплуатационный возраст составляет 11 лет. 

26-м в воздушном флоте авиакомпании стал лайнер Airbus A320, который является одним из шести воздушных судов семейства Airbus A320, купленных национальным авиа­перевозчиком у концерна Airbus. Самолет был поставлен авиакомпании в начале мая. Базироваться новый авиалайнер будет как в Алматы, так и в Астане и будет выполнять рейсы в Актау, Киев, Стамбул, Абу-Даби и по другим направлениям маршрутной сети авиакомпании. Как и многим другим своим самолетам, авиакомпания присвоила ему имя легендарной певицы Розы Баглановой. 

Напомним, что это пятый собственный самолет «Эйр Астаны», остальные ВС находятся в операционном лизинге. В планах до 2017 года приобрести в собственность 17 самолетов, которые будут использоваться для развития новых маршрутов по международным и внутренним направлениям.

Как нам сообщили в авиакомпании, расширение авиапарка – процесс постоянный. В 2012 году было доставлено семь самолетов, в этом году ожидается увеличение флота еще на семь ВС. К 2014 году планируется увеличение воздушного флота до 34 ВС. При этом имеющийся сегодня в наличии флот позволяет покрывать авиакомпании спрос на существующие (62) и новые направления. Это также касается и пассажиропотока, который «в 2013 году ожидается в количестве 3 590 552 пассажиров, что на 11% выше по сравнению с прошлым годом», сообщили в «Эйр Астане».

Рост объемов авиаперевозок во всем мире является насущной потребностью. Только к 2050 году пассажиропоток может достигнуть 16 млрд человек и 400 млн тонн груза. Чтобы покрыть данный спрос, рынку пассажирских и грузовых перевозок уже через 20 лет понадобится более 28 тыс. новых воздушных судов (19 520 узкофюзеляжных, 6970 широкофюзеляжных и 1710 большой вместимости), а его объем будет оцениваться в $4 трлн, прогнозируют в Airbus.

Этот прогноз в целом совпадает с данными, которые приводятся и в отчетах компании Boeing, главного конкурента Airbus. Оценка индустрии воздушных перевозок компанией Boeing в 20-летней перспективе доходит до показателя в $4,5 трлн, а спрос на ВС – до 34 тыс. штук. Эти показатели, по данным авиаконцернов, являются оптимальными не только для расширения авиа­парка авиакомпаний по всему миру, но и для замены устаревающих лайнеров разной размерности.

Что говорить про день завтрашний, если к настоящему моменту Airbus было заказано 12 800 самолетов (из которых более 7700 поставлено). На сегодняшний день портфель заказов составляет более 4680 самолетов. Это означает, что производственные мощности  у Airbus загружены уже на семь-восемь лет вперед. Не хуже обстоят дела и у конкурента.

Активная борьба между двумя авиаконцернами – Airbus и Boeing – ведется с 1997 года, когда темпы выпуска самолетов нарастали очень быстро. Последние девять лет (с 2003 года) Airbus опережал Boeing по поставленным заказам. В прошлом году Airbus уступил своему ближайшему конкуренту, но если посмотреть на цифры этого года, компания идет впереди. На конец марта 2013 года доли компаний на рынке распределились следующим образом: по количеству проданных ВС доля Airbus составила 66% (431), а ближайшего конкурента Boeing – 34% (220); по выручке – 62% ($51,7 млрд) и 38% ($32 млрд) соответственно.

Отметим, что доли компаний на рынке ежегодно варьируются, то увеличиваясь до 60%, то снижаясь до 40%. И такое колебание в компаниях считают приемлемым.

«Зеленый» вопрос

С  загруженностью производств актуальным становится вопрос экологии. Сегодня на долю авиационной отрасли приходится всего 2% от общего объема антропогенных выбросов CО2. При этом 80% от этого объема связано с пассажирскими авиаперевозками по маршрутам, протяженностью свыше 1500 км и где не существует альтернативных вариантов транспортировки. В связи с этим авиастроительные концерны инвестируют миллионы долларов в инновационные разработки, активно изучают технологии и процессы, которые могли бы помочь авиационной промышленности еще больше минимизировать воздействие промышленных процессов на окружающую среду (от производства до утилизации). И это с учетом того, что за последние 40 лет показатели потребления топлива и выбросов CO2 у самолетов снизились на 70%, а показатели уровня шума – на 75%. 

Так, одной из таких разработок сегодня является «шарклет» – законцовка крыла нового поколения. Стоит отметить, что именно им оснащен 26-й самолет «Эйр Астаны».  Во всем мире летает всего  30 подобных лайнеров. А «Эйр Астана» стала одной из первых в СНГ компаний – эксплуатантов самолетов А320 с законцовками крыльев «шарклет».

Созданные из композитных материалов законцовки, по словам Григория Зырьянова, директора по коммерческим вопросам инженерно-технического обеспечения «Эйр Астаны», сокращают сопротивление самолета в полете и улучшают аэродинамические свойства крыла. Как следствие, это приводит к улучшению топливной эффективности воздушного судна, а именно снижению расхода топлива от 3 до 4% за полет. За год такой самолет поможет авиакомпании сэкономить несколько сот тысяч долларов. А с учетом сокращения расхода авиатоплива в воздух будет меньше выбросов углекислого газа на 1 тыс. тонн в год. Вместе с тем установка подобной формы «винглетов» позволяет увеличить дальность полета почти на 200 км и полезную нагрузку на 450 кг, а также снизить шумовые характеристики самолета в зоне аэродрома, когда он заходит на посадку или взлетает.

«Особенность новых устройств в том, что их можно монтировать как на совершенно новые самолеты, так и на те самолеты, которые уже эксплуатируются, – рассказывает Томас Моссет, инженер предприятия и ведущий специалист Sharklet project. – Сейчас многие авиакомпании хотят поставить наши новые «шарклеты» на свои самолеты, но дело в том, что для этого самолет надо выводить из эксплуатации на несколько недель. А это весьма неудобно и к тому же невыгодно. Поэтому руководством Airbus принято решение, согласно которому с 2015 года на всех самолетах крыло будет спроектировано таким образом, чтобы в дальнейшем у авиакомпаний была возможность в кратчайшие сроки установить инновационные законцовки». 

Инфографика: Мурат Дильманов/Airbus s.a.s.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить