Чем дышит наш СЕО - 2

26502

Результаты исследования, проведенного PwC и Forbes Kazakhstan

Окончание. Начало см. здесь.

Казахстанские руководители в числе приоритетных, на их взгляд, задач, стоящих на сегодняшний день перед правительством, назвали развитие инфраструктуры (87%), подготовку квалифицированных кадров (67%), а также обеспечение стабильности финансового сектора (63%).

47% опрошенных руководителей согласны с тем, что правительство предпринимает адекватные меры для улучшения национальной инфраструктуры (например, энерго- и водоснабжение, транспорт, широкополосная сеть), а более трети (33%) опрошенных казахстанских СЕО считают, что вопросы улучшения инфраструктуры страны пока решаются неэффективно.

53% считают, что правительство недостаточно поддерживает инновации в частном секторе. Наименее эффективной казахстанские CEO считают политику государства в вопросах подготовки квалифицированных трудовых ресурсов – такое мнение высказали 77% руководителей. При этом каждый пятый отметил, что планирует увеличить инвестиции в достижение этой цели.

ПОИСК НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ НА СУЩЕСТВУЮЩИХ РЫНКАХ

В 2013 году большинство опрошенных СЕО видят главную возможность для развития своего бизнеса в органическом росте на существующих рынках – так ответили 60% опрошенных. Еще четверть респондентов рассматривают в качестве такой возможности разработку новых товаров и услуг. 

Каждый десятый респондент в России полагает, что основная возможность для развития бизнеса – органический рост на существующих зарубежных рынках. Таким образом, российские CEO возлагают на зарубежные рынки больше надежд, чем, например, их китайские коллеги или чем в мире в целом. 

В качестве новых возможностей развития на существующих рынках казахстанские предприниматели не рассматривают ранее такой популярный путь развития, как сделки в области M&A (слияние и поглощение). Лишь 7% опрошенных респондентов считают это перспективным направлением. 

Ерлан Оспанов, генеральный директор группы компаний «Верный» 

«Я считаю важным для нас новые слияния и стратегические альянсы. То есть это получение опыта. Для чего делаются альянсы? Заимствуется опыт, компетенция в том или ином бизнесе, и получается синергия. Второе – это дефицит высококвалифицированных кадров. В Казахстане это реально существующая проблема, с которой сталкиваются сейчас почти все компании. И третье – повышение операционной эффективности. Я думаю, это ключевая задача очень многих компаний». 

Кроме выяснения ключевых возможностей для развития бизнеса мы попытались понять, какие приоритеты стоят в компаниях, работающих в Казахстане, в области инвестиций на текущий год. Полученные результаты мы сопоставили с глобальными.

Доля руководителей в Казахстане, желающих поменять что-либо в области исследований, разработок и инноваций, в этом году составила 20%. Опрос показал, что в России развивать область разработок и инноваций в ближайший год намерено меньшее число респондентов (54%), чем в большинстве исследуемых регионов, включая развивающиеся рынки, например в Африке, на Ближнем Востоке или в других странах Восточной Европы. 

Приоритетной областью для инвестиций в течение ближайшего года руководители казахстанских и российских компаний считают повышение операционной эффективности. Об этом сказали 43% респондентов в Казахстане и 63% в России. 

Российские CEO также планируют вкладывать средства в привлечение новых клиентов – так ответили 40% участников опроса. Интересно отметить, что инвестировать в производственные мощности в Казахстане планируют 40% опрошенных – это почти втрое больше, чем в Америке, Западной Европе и Китае. В Китае приоритетным направлением для инвестиций руководители назвали исследования, разработки и инновации. В Европе и США в тройку приоритетных направлений вошли также повышение уровня обслуживания (CEO европейских компаний – 40%) и создание совместных предприятий и проведение сделок M&A (CEO американских компаний – 40%).

«В общей структуре нынешних инвестиций компании около 70% составляют реинвестиции в текущие проекты, и связаны они в основном с развитием отношений с клиентами и потребителями. Это первое. Во-вторых, мы расширяем свой инвестиционный портфель, для того чтобы начать инвестировать (что и продолжим делать в будущем) в новые сектора, связанные с работой с потребителями и клиентами. И в-третьих, мы хотим частично дивестироваться (вернуть вложенное), поскольку видим хорошие возможности для фиксации инвестиционных доходов». Кайрат Мажибаев, председатель совета директоров группы компаний Resmi

«Во-первых, это будут инвестиции в новые финансовые продукты для ТОО «Просто кредит» или МКО «Просто кредит», или для этих целей будет создана новая компания. Во-вторых, повышение уровня обслуживания: мы становимся все более вовлеченными в работу с нашими коллекторскими агентствами и напрямую контактируем с крупными клиентами, чтобы там не было мошеннических схем со стороны коллекторов». Дмитрий Жуков, генеральный директор ТОО «Просто кредит»

«Здесь надо знать, что мы понимаем под инвестициями. Поскольку есть финансовые инвестиции и инвестиции в человеческий капитал. Приоритет инвестиций компании в этом и будущем будет направлен в развитие человеческого капитала. Эти инвестиции, на мой взгляд, гораздо важнее инвестиций, направленных на рост производственных мощностей, модернизацию и техническое переоснащение. Следующим приоритетом является запуск четырех проектов по улучшению ресурсоэффективности предприятия, на что планируется потратить порядка 700 млн тенге только в этом году. Это, наверное, два основных приоритета этого года». Серик Толукпаев, председатель совета директоров «Айтас групп»

«Это кадры, инновации, повышение операционной эффективности. У нас сформирована клиентская база, но мы продолжаем ее наращивать, потому что БЦК – это универсальный банк, который предоставляет услуги не только корпоративным клиентам, малому и среднему бизнесу, но и населению. С точки зрения риска и доходности мы предпочитаем выбирать для себя оптимальную модель поведения в этих сегментах, поэтому клиентская база для нас интересна вся». Владислав Ли, председатель правления БЦК

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, мы видим, что, по мнению половины опрошенных казахстанских СEO, состояние мировой экономики в течение ближайших 12 месяцев не изменится, что практически соответствует данным глобального опроса. Более того, руководители казахстанского бизнеса достаточно оптимистично настроены относительно роста выручки их компаний как в ближайший год, так и в трехлетнем периоде, что не может не радовать, но что не совсем перекликается с мнением их зарубежных коллег в целом и из США и Западной Европы в частности.

Мы также видим, что казахстанские CEO едины в своей оценке основных угроз для роста казахстанского бизнеса и в том, какое влияние эти угрозы могут оказать. Несмотря на прогнозы роста выручки, казахстанские СЕО готовы продолжить взятый ранее курс на оптимизацию издержек производства (при этом не только сохраняя, но и увеличивая численность сотрудников), а также на прогнозирование и предотвращение рисков. Говоря о стратегии управления компаниями, руководители в целом не видят причин ее менять в ближайшее время, но готовы инвестировать в повышение операционной эффективности, развитие отношений с клиентами и новые продукты в качестве мер, предпринимаемых по реагированию на вызовы текущей ситуации.

Говоря о роли государства, наши CEO отмечают, что оно может реально помочь бизнесу, если казахстанское правительство сделает приоритетами такие области, как развитие инфраструктуры, преодоление дефицита квалифицированных кадров, обеспечение стабильности финансового сектора и поддержка инноваций.

В заключение мы хотим поблагодарить всех руководителей, принявших участие в этом опросе, и надеемся, что его результаты оказались полезными и интересными. Данное исследование проводилось в Казахстане впервые, но, судя по откликам, полученным в ходе работы над ним, мы уже видим, что оно станет ежегодным.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить