Почему разбился самолет авикомпании SCAT

15213

Ответ на этот вопрос попытались найти эксперты авиаконцерна Bombardier, сообщает в пятницу, декабря, сайт Ratel

Фото: zakon.kz

Напомним, 29 января 2013 при подлете к Алматы разбился самолет CRJ-200 авиакомпании «Скат», выполнявший рейс Кокшетау – Алматы. В результате погиб 21 человек - 16 пассажиров и 5 членов экипажа. Официальная причина трагедии до сих пор не названа.

В распоряжении журналиста Геннадия Бендицкого оказалось заключение специалистов авиаконцерна Bombardier, производителя самолетов CRJ-200, которые провели свое расследование. Выдержки из этого документа опубликованы в статье «Тайна гибели CRJ-200 раскрыта» на сайте Ratel.

Канадские специалисты зафиксировали ряд грубейших нарушений членов экипажа как во время всего полета, так и за мгновение до авиакатастрофы, утверждает Бендицкий. «Западные эксперты отметили даже то, что непосредственная подготовка к полету у экипажа заняла всего 15 секунд. Даже проверка, закрыты ли входные двери в пассажирский салон, и та была выполнена не по правилам: вместо положенной фразы «Closed and Locked» - «Закрыто и встало на замок» второй пилот ответил командиру «Closed» - «Закрыто». Мелочь. Но именно из-за таких мелочей и происходят авиакатастрофы», - говорится в материале.

В своем заключении канадцы отмечают, что во время всего полета в кабине экипажа 11 раз срабатывала сигнализация предупреждения Master Caution: с самолетом что-то не в порядке. «Судя по всему, речь шла об обледенении крыльев и фюзеляжа. Так вот, в 10 случаях экипаж просто проигнорировал эти предупреждения, словно не знал, что означают эти сигналы, - пишет Бендицкий. – Заключение канадцев подтвердило и высказанную нами еще год назад версию, что у самолета была неисправна так называемая вспомогательная силовая установка (ВСУ), дополнительная система, позволяющая снять нагрузку с двигателей при обледенении самолета».

Кроме того, по данным экспертов Bombardier, на протяжении полета не открывался клапан, через который осуществляется нагнетание теплого воздуха в пассажирский салон и кабину пилотов. Для обогрева  использовались основные двигатели самолета, а это привело к тому, что на обогрев крыльев мощности двигателей уже не хватало.

«При подлете к аэропорту Алматы плоскости воздушного судно уже были сильно обледеневшими. И снова пилоты вели себя так, будто ничего особенного не происходит – словно не осознавали, что ситуация уже рисковая. Они пошли на посадку и всего за несколько секунд до ухода на второй круг отключили обогрев салона, задействовав всю мощность двигателей на обогрев крыльев. Но действие это было явно запоздавшим – за столь короткий промежуток времени лед растаять, конечно, же не успел, - продолжает журналист, напоминая, что казахстанские чиновники категорически опровергали версию о том, что самолет к моменту захода на посадку обледенел. – Так вот, судя по заключению канадских экспертов, аппаратура самолета зафиксировала сильное обледенение крыльев. И это было одной из причин его падения».

Еще одна оплошность пилотов, согласно заключению, в том, что при заходе на второй круг пилоты не убрали уже выпущенные шасси самолета.

Фото: Ratel

«Мы специально выкладываем фото панели управления шасси – на нем видно, что рычаг управления стойками колес находится в крайнем верхнем положении. Пилоты убрали шасси, но опять же с опозданием, и набор высоты начался, когда стойки еще были выпущены и не успели скрыться в корпусе самолета. Из-за этого сопротивление воздушным потокам воздушного судна, конечно же, возросло», - утверждает Геннадий Бендицкий.

Помимо этого, второй пилот разбившегося CRJ-200 обманул наземного диспетчера, указав, что имеет допуск к посадке в подобных погодных условиях, утверждается в заключении специалистов.  

Впрочем, это еще не все. Экспертам Bombardier, изучившим показания бортовой аппаратуры, удалось узнать, что пилоты, не сумев приземлиться с первого раза и уходя на второй круг, при наборе высоты почему-то не потянули рычаг управления на себя.

«Находясь примерно на высоте 167 метров над землей, они отключили автопилот, увеличили тягу двигателей, стали убирать закрылки и… перевели ручку управления вниз на 1/3 хода рулей высоты. Анализируя подобные ситуации, пилоты из Грузии и России отмечали, что при выключении автопилота и попытке набрать высоту самолеты CRJ-200 имеют свойство к сваливанию. Они делают что-то вроде кивка носовой частью вниз. И это нужно исправлять ручкой управления. Пилоты авиакомпании «Скат», управлявшие CRJ-200, этого почему-то не сделали, а наоборот, словно специально, направили самолет вниз, - пишет Бендицкий. – Падение воздушного судна ускорили и обледеневшие крылья, и неубранные до конца шасси. Причем в этот момент уже надрывно сигналила на всю пилотскую кабину система предупреждения об опасности столкновения с землей, а командир воздушного судна, второй пилот и сидевший между ними на откидном сидении пилот-стажер вели себя как ни в чем не бывало. Так и воткнулись в землю через 6 секунд на скорости 320 км/ч и углом в 19 градусов».

Причины таких действий экипажа канадцы назвать не смогли. Однако, утверждает Геннадий Бендицкий, некоторые подозрения, похоже, появились у транспортной прокуратуры. В запросе на имя председателя комитета гражданской авиации Бекена Сейдахметова, скан которого опубликовал Ratel, прокуроры просят обозначить круг должностных лиц авиакомпании «Скат», относящихся к командно-летному и командно-руководящему составу. Дело в том, что, согласно общим для гражданской авиации требованиям, каждые полгода все без исключения пилоты должны проходить тренировку на летном тренажере. Это нужно, чтобы до автоматизма отточить технику пилотирования, отработать действия при полетах в сложных условиях, выработать алгоритм действий в различных экстремальных ситуациях, сообщает Бендицкий. Кстати, особое внимание при таких тренировках на тренажере уделяется неукоснительной самодисциплине и педантичному исполнению всех формальностей. Без такой тренировки пилотов гражданской авиации не должны допускать к полетам.

«Авиационный тренажерный центр, где казахстанские летчики готовятся к полетам на CRJ-200, находится в испанской столице – Мадриде. По документам, представленным авиакомпанией «Скат» и Комитетом гражданской авиации органам прокуратуры Казахстана, значится, что погибшие летчики проходили тренажерную подготовку именно там. Но в ответе на прокурорский запрос Мадридский тренажерный центр эту информацию не подтвердил. Другими словами, погибшие летчики каким-то образом оказались допущены к полетам, не пройдя положенной тренажерной подготовки», - сообщил журналист. 

Примечание. Материал цитируется с разрешения редакции Ratel.kz.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить