Почему погибли люди на шахте «Арселор Миттал Темиртау»

12071

В среду, 23 ноября, в Караганде были оглашены официальные результаты расследования трагедии на шахте «Саранская», которая 10 ноября унесла жизни четырех горняков

Фото: © Depositphotos.com/TTstudio

- Вина работодателя - 100%, вина работников – 0%. Эти люди погибли «абсолютно безвинно», - сказал председатель спецкомиссии по расследованию ЧП Нурбек Кунанбаев, заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства по инвестициям и развитию РК.

В ходе работы комиссии была установлена картина случившегося и причины, приведшие к гибели четырех людей.

7 ноября руководство шахты «Саранская» приняло решение провести ремонт подъемного механизма одного из стволов. Так что горнякам, работавшим на близлежащем подземном горизонте, необходимо было добираться до места на приличное расстояние, от соседнего ствола. Чтобы люди не ходили пешком, было решено запустить отрезок подвесного монорельса, который до этого использовался лишь от случая к случаю.

Члены спецкомисии Евгений Ромащин и Нурбек Кунанбаев на оглашении результатов расследования гибели горняков шахты «Саранская».
 
Члены спецкомисии Евгений Ромащин (слева) и Нурбек Кунанбаев на оглашении результатов расследования гибели горняков шахты «Саранская».

Сформировать поезд поручили неквалифицированным для этого вида работ людям – машинисту и механику. Они все сделали так, как сумели, нарушив множество норм и правил.

В частности, сцепка вагончика с локомотивом была выполнена на жесткой тяге, тогда как схема требовала использовать шарнир. Кроме того, сам монорельс на одном из поворотов был проложен с таким радиусом, что не позволял вагончику свободно двигаться за локомотивом. Эти два фактора привели к тому, что во время перевозки 12 человек на этом повороте жесткая тяга просто вырвала проушину вагончика, за которую крепилась. То есть, вагон оторвался и начал неконтролируемое движение по спуску, имеющему протяженность 220 метров и уклон 15%. Скорость достигла 90 км/ч. В конце концов, вагончик частично развалился и остановился. К тому моменту, три человека из него выпали, позже спасатели обнаружили их тела. Травмы получили еще пять человек, остававшихся в вагончике. Один из них позднее скончался в больнице от полученных травм.

Имена погибших – Эдуард Лесников, Мурат Нурмагамбетов, Мейрам Жанысбаев, Михаил Патин.

В ходе расследования был проведен технический эксперимент. Выяснилось, что помимо неправильной сцепки, при сборке поезда не был удален транспортировочный болт из специального тормозного вагончика. Это привело к тому, что он не смог остановить оторвавшийся вагончик с людьми.

Кроме того, дефект был обнаружен и в самом вагончике – экспертиза показала, что проушина была проварена ненадлежащим образом – швы оказались слишком ненадежными. Это также стало одной из причин отрыва вагончика.

По итогам работы комиссии установлена вина в нарушении должностных инструкций и различных нормативов 16 сотрудников шахты, от машиниста, который вел поезд, до директора шахты Сергея Мустивко. Все они отстранены от работы.

- Мы проводили расследование технической части, целью комиссии было установить причины трагедии, - сказал Нурбек Кунанбаев. - Компетентные органы продолжают расследование уголовного дела, по результатам которого сделают свои выводы. Первым в числе виновников мы называем машиниста, который перед тем, как везти людей, должен был удостовериться в исправности поезда. Если бы он выкрутил тот транспортировочный болт, даже после отрыва вагончика он бы остановился, и трагедии бы не случилось. Ну, и конечно, персональную ответственность за соблюдение всех нормативов несет директор шахты.

В числе виновников названа и сама компания «Арселор Миттал Темиртау».  Комиссия установила, что штат сотрудников шахты в последнее время был очень сильно сокращен в рамках оптимизации. Это привело к тому, что на предприятии просто не оказалось ни подготовленного персонала, кто мог бы квалифицированно собрать поезд и монорельс, ни тех, кто должен был проконтролировать качество выполненных работ.

В настоящий момент в Казахстане отсутствуют нормативы по численности персонала. Предприятия сами определяют штатное расписание. Вопрос о том, что такая система неприемлема, поднимался много раз на различных уровнях. Но так и остался нерешенным.

По итогам расследования госкомиссия разработала перечень из 12 мероприятий, которые необходимо выполнить на шахте «Саранская». В том числе исследовать на предмет исправности и надежности швов аналогичные вагончики, которые используются еще на восьми шахтах. Кроме того, необходимо рассчитать численность необходимого персонала и принять на работу недостающих специалистов и рабочих.

- Мы уже запланировали создание отдельных монорельсовых участков на шахтах со своим персоналом и надзором, которые будут отвечать за эксплуатацию подземных поездов, - уверил директор угольного департамента Евгений Ромащин.

По словам Нурбека Кунанбаева, в марте нынешнего года на шахте «Саранская» проводилась проверка – впервые после окончания действия моратории. Было обнаружено 1 504 нарушения. По результатам 37 человек оказались наказаны в дисциплинарном порядке, 22 человека оштрафованы, а семеро отстранены от работы. Были выписаны предписания на устранение нарушений, но видимо, администрация предприятия подошла к вопросу формально.

Отдельным ударом для семей погибших и пострадавших стал распространенный еще до окончания работы комиссии пресс-службой «Арселор Миттал Темиртау» официальный пресс-релиз. В нем компания возложила вину за происшедшее на самих рабочих.

- Этим пресс-релизом я был возмущен до глубины души, - сказал Нурбек Кунанбаев. – Стал разбираться. Директор угольного департамента как член комиссии не имел права что-то комментировать или делать выводы до окончания расследования. Я его спрашивал про пресс-релиз, он ответил, что тот появился без согласования с ним. А вообще, я с 1994 в надзоре, и с таким сталкиваюсь впервые – чтобы компания делала такие заявления, не дожидаясь результатов.

По словам самого директора угольного департамента, всю эту трагедию он пропустил через себя. Был на похоронах, смотрел на детей, оставшихся без отцов. И очень тяжело эту ситуацию переживает. Поэтому обещает приложить максимум усилий для смягчения этого удара. 

По его словам, коллективный договор предполагает выплату 10 годовых заработков семьям погибших, а также турпутевки родственникам для восстановления после трагедии, возможность обращаться за материальной помощью в случае нужды, оплату обучения детей. Сверх этого компания приняла решение решить жилищные вопросы семей погибших, купив им квартиры там, где они попросят. Помогут также и получившим травмы. Трое из них уже выписаны и идут на поправку дома, один остается в больнице, но его жизни ничего не угрожает.

- Хочу воспользоваться случаем, чтобы выразить соболезнования семьям погибших, - сказал Нурбек Кунанбаев. – Когда встречаешься с семьями, чувствуешь боль в их сердце, понимаешь, насколько тяжело терять близких. Руководство компании должно сделать все, чтобы такие трагедии больше не повторялись.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить