Почему автобан Астана-Павлодар может стать долгостроем

Пресс-служба Министерства по инвестициям и развитию РК сообщила в конце июля, что реконструкция автомобильной дороги Астана-Павлодар будет закончена в установленный срок, к 2018

Фото: mid.gov.kz

Об этом же заявила пресс-служба Национальной компании «КазАвтоЖол». Однако неразрешенный конфликт между учредителями подрядчика строительства автобана «Автодорсервис» – Ильхалидом Какимжановым и Виталием Процентовым все-таки грозит срывом строительства и реализации части госпрограммы «Нурлы Жол».

«В октябре 2014 между «КазАвтоЖол» и ТОО «Фирма «Автодорсервис» заключен договор на реконструкцию участка протяженностью 25 км в Павлодарской области. Завершение срока строительства – 2017. На сегодняшний день работы по договору выполнены на 59%. Задолженности по оплате за выполненные работы национальный оператор «КазАвтоЖол» перед ТОО «Фирма «Автодорсервис» не имеет. На данный момент освоено 2,24 млрд тенге из запланированных на текущий год 4,9 млрд тенге, – таковы основные тезисы официального сообщения «КазАвтоЖол», – Вместе с тем, между учредителями ТОО «Фирма «Автодорсервис» возник спор, который разрешается между сторонами в судебном порядке. В целях недопущения срывов установленных сроков строительства и своевременной оплаты за выполненные работы субподрядным организациям АО «НК «КазАвтоЖол» инициировало вопрос открытия специального текущего эскроу-счета в обслуживающем банке, посредством которого будет полностью контролироваться процесс реконструкции участка».

Эскроу-счет – это специальный условный счет, на котором учитываются имущество, документы или денежные средства до наступления определенных обстоятельств или выполнения определенных обязательств. 

«КазАвтоЖол» 26 июля направил «Автодорсервису» уведомление о необходимости открытия эскроу-счета, использование которого дает прямое право заказчику контролировать целевое использование средств, перечисляемых фирме за выполненные работы. Таким образом, процесс перечисления платежей будет прозрачным, и полученные средства никак не смогут быть направлены на иные цели, кроме реконструкции автодороги.

В проекте были регламентированы порядок и процедуры открытия эскроу-счета в банке и процесс формирования реестра платежей. Проект соглашения был подписан заказчиком - председателем правления  АО НК «КазАвтоЖол» Ермеком Кизатовым, генеральным директором «Автодорсервиса» по справке с электронного портала Денисом Гусевым, а также согласован с участниками «Автодорсервиса» Виталием Процентовым и Ильхалидом Какимжановым.

- Одновременно с согласованным проектом соглашения заказчику и Ильхалиду Какимжанову был также направлен для рассмотрения реестр срочных платежей, необходимых для восстановления темпов работы на объекте – это, в первую очередь, заработная плата рабочих, налоги, поставка дорожно-строительных материалов и ГСМ, – Говорит Виталий Процентов. – С горем пополам проект соглашения был согласован с представителями Зейнуллы Какимжанова.

Соглашение было подписано 1 августа 2016. «Автодорсервису» нужно было незамедлительно возобновить строительство, чтобы наверстать упущенное время, ведь компании грозят многомиллионные штрафы со стороны заказчика за срыв графика строительства. Только за один день срыва выполнения графика производства, Автодорсервис должен заплатить 15,6 млн тенге. Реестр необходимых и срочных платежей по проекту находится у Какимжанова и Гусева с 26 июля.

В подтверждение необходимости и срочности всех платежей 7 августа Гусеву были предоставлены все необходимые документы, которые по соглашению он должен был рассмотреть максимум в течение 5 дней.

- Однако 10 и 11 августа он дополнительно запрашивает немыслимый объем информации, не имеющей никакого отношения к срочным платежам, как-то: счета-фактуры, акты выполненных работ и товаротранспортные накладные по всем договорам поставки и перевозки материалов с момента начала реализации контракта, то есть с октября 2014 – почти за два года! – Возмущается Виталий Процентов. - Видимо, человек настолько далек от строительства, что даже не представляет себе всего объема запрашиваемой им информации. Сотрудники «Автодорсервиса» посчитали (только посчитали, а не подготовили) – объем всей этой информации в пересчете на объем требуемой для ее подготовки бумаги – получилось 46 пачек по 500 листов. Только для сканирования документов либо ксерокопирования потребуется несколько недель!

Помимо этого, чтобы подписанное соглашение заработало, необходимо открыть в банке эскроу-счет. Эта обязанность ложится именно на Дениса Гусева, а также на главного бухгалтера «Автодорсервиса». Несмотря на достигнутые договоренности между учредителями «Автодорсервиса», эскроу-счет так и не был открыт.

- Главным бухгалтером фирмы Елизаветой Горбатенко и банком договор был подписан и направлен заказчику и Денису Гусеву, – рассказывает Виталий Процентов. – Гусев в очередной раз отказался подписывать договор. Вывод здесь можно сделать лишь один: подписав соглашение, Ильхалид Какимжанов и Денис Гусев на словах готовы выполнять его, но на деле своими действиями саботируют реализацию документа. Срывается выполнение проекта по государственной программе «Нурлы Жол». Под угрозой многомиллионных штрафов еще три месяца назад процветавшее предприятие! «Автодорсервис» намеренно подводится к банкротству.

Патовая ситуация: на счетах «Автодорсервиса» сейчас находится около 2 млрд тенге, а работы на объекте практически остановлены, срывается график производства работ. Без работы и без средств остались не только работники предприятия, но и коллективы поставщиков дорожно-строительных материалов и услуг, которым задолжал «Автодорсервис».

- Складывается абсурдная трагикомическая ситуация, которая может присниться руководителю компании лишь в страшном сне, – расстраивается Виталий Процентов. – А, может быть, именно этого добивается отец владельца 51%-ной доли в Автодорсервисе – Ильхалида Какимжанова Зейнулла Какимжанов? Может быть, хмельные пары виноградарства настолько ударили ему в голову, что разорение цветущих предприятий стало его хобби? Вспомните судьбу созданной им дорожно-строительной компании «А-Дорстрой», а также АО «АК «Казахстан Жолдары», безвременно ушедших с арены дорожного строительства. Такую же судьбу могут теперь разделить и Казахский научно-исследовательский и проектный институт дорожно-транспортных проблем «Дортранс» с почти четвертьвековой историей, и АО «К-Дорстрой», имевшее ранее многомиллиардные подряды и высуживающее сегодня субподряд у «Автодорсервиса». «К-Дорстрой» уже сейчас ,чтобы выжить, может идти на возможный «брак» (скандал со строительством ВПП аэропорта города Уральск. - F).

Все материалы о конфликте Какимжанова с бизнесменом и СМИ читайте здесь.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

5934
просмотра