Почему алматинцы не получили вовремя SMS об угрозе селя

10190

ДЧС Алматы не смог своевременно распространить сообщения о селе из-за отказа операторов мобильной связи сделать бесплатную рассылку. Об этом Forbes.kz рассказал в четверг, 23 июля, советник акима города Сергей Куянов, ссылаясь на слова одного из заместителей руководителя ДЧС Алматы

Фото: Думан Абишев, пресс-служба акима Алматы

Напомним, информация о повышении воды в речке Каргалинка и частичном подтоплении микрорайонов Карагайлы и Таусамалы поступила в ЧС в 3 часа ночи четверга, 23 июля, говорится в информационном сообщении пресс-службы акима Алматы. Пострадавших нет. Целостность плотины не нарушена, производится сброс воды по сбросным шлюзам вдоль русла плотины. Угрозы для Алматы нет. Из зоны схода селя эвакуировано 900 человек. Жители Алматы в соцсетях возмущены тем, что не получили вовремя SMS с предупреждением о селе. В результате по городу поползли слухи о том, что прорвало дамбу, и городу угрожает вторая волна грязевого потока.

Сергей Куянов.

Операторы отказались оповещать бесплатно

Как рассказал Forbes.kz советник акима города Алматы Сергей Куянов со ссылкой на одного из заместителей руководителя ДЧС города Алматы, своевременно предупредить алматинцев о сходе селя спасатели не смогли из-за отказа операторов мобильной связи сделать бесплатную рассылку.

- Я когда в 4:30 утра приехал на место ЧС и спросил, почему не было рассылки, они мне объяснили это так, - сказал он.

Эту информацию подтвердили и в Комитете по чрезвычайным ситуациям МВД Казахстана в ходе брифинга, прошедшего 23 июля, в четверг в Астане. Как сообщили ИА «Новости Казахстан», исполняющий обязанности председателя комитета по ЧС МВД Казахстана Серик Аубакиров рассказал, что Комитет намерен разбираться с сотовыми операторами из-за задержки SMS -рассылки, оповещающей население Алматы о сходе селя.

«Что касается SMS -рассылки, мы действительно наткнулись на отказ. Наши обращения поступили в 4:39, а потом порядка 5 утра. Здесь, видимо, или неинформированность, или недобросовестность операторов, которые дежурили. Сами SMS -рассылки пошли позже, после того как руководители данных организаций вышли», — сказал Аубакиров на брифинге.

Так же он добавил: «Есть поле для разбирательства. Мы сейчас будем разбираться».

Олжас Бибанов.

Сотовые компании денег не берут

Между тем, мобильные операторы придерживаются иной точки зрения. Речи о взимании платы за SMS -рассылки ДЧС, как подчеркнул руководитель службы по связям с общественностью «Тele2 Казахстан» Олжас Бибанов, нет и быть не может.

Олжас Бибанов.

«Между Tele2 и ДЧС действует договор, согласно которому мы предоставляем бесплатный специальный канал для рассылки SMS-оповещений нашим абонентам. Канал доступен для использования 24 часа в сутки. Но, согласно тому же договору, мы обязаны действовать строго по процедуре, которая предложена и утверждена департаментом, где четко описаны шаблоны SMS-сообщений, которые мы высылаем по экстренному запросу. Дважды мы получили текст для рассылки, который не подпадал ни под один шаблон, утвержденный ДЧС. Сразу после получения согласованного текста SMS-оповещения от ДЧС мы начали рассылку», - рассказал он Forbes.kz.

Алексей Бендзь.

Первое сообщение пришло в 8:34

Аналогичную позицию занял директор по корпоративным коммуникациям Beeline Казахстан Алексей Бендзь.

- Само заявление (сотрудников Комитета по ЧС. - F) – это попытка переложить проблему с больной головы на здоровую. Наша компания действовала строго по инструкции. Между операторами связи и ДЧС есть соглашение, где есть четко прописанная инструкция, какие оповещения мы можем рассылать и какого рода текст должен быть. И запрос, который поступил в нашу компанию в 8:34 от департамента, не был этой инструкцией предусмотрен, поэтому произошла такая ситуация (SMS с оповещением не были разосланы. – F). Наш сотрудник, получив от ДЧС запрос на рассылку SMS -оповещения с текстом, не предусмотренным в договоре, сообщил об этом вышестоящему руководству. Мы поняли, что это важно сделать в кротчайшие сроки, и начали рассылать их. Первая партия этих SMS ушла в 10:00. Уже отправлены SMS более 100 тыс. пользователям из Алматы.

F: Но Комитет по ЧС намерен разбираться…

- Здесь нельзя говорить, что есть ошибка человеческого фактора, если говорить о нашем сотруднике, который принял от ДЧС запрос на рассылку оповещения. Тогда другие компании разослали бы оповещение. Но, насколько мне известно, все казахстанские операторы показали одну и ту же реакцию, так как текст этого сообщения не был предусмотрен инструкцией, и для того, чтобы выйти за ее рамки, необходимо обсудить это с руководством, что и сделал наш сотрудник. Я предполагаю, что такая же ситуация произошла и с другими операторами. Нет никаких сомнений, что это важно и нужно, просто необходимо доработать процедуры взаимодействия между операторами и ДЧС. И второе, что мы уже у себя в компании сделали: надо разработать и принять инструкцию, когда такого рода запрос из госоргана поступает, ставить в известность руководство компании, и неважно, во сколько это произойдет. Это необходимо для оперативного принятия решений.

F: Вы упомянули, что такая текстовая рассылка не была предусмотрена инструкциями. Что именно в тексте SMS не соответствовало соглашению?

- Дело в том, что инструкциями предусмотрена рассылка оповещения об угрозе ЧС. Думаю, все получали подобные SMS. Но в инструкции не предусмотрена рассылка оповещения об отсутствии угрозы ЧС любого характера. Например, мы не рассылаем SMS о том, что угрозы схода лавин нет. Такого рода запросов от ДЧС не было, и, видимо, они не думали о том, что рассылать подобные SMS когда-то понадобится, так как попросту не было подобных ситуаций. Сегодня такая ситуация случилась, и это урок для всех участников звена оповещения. Мы должны его усвоить и внедрить алгоритм действия в подобных ситуациях, чтобы мы все действовали максимально слажено и эффективно.

F: То есть в 8:34 ДЧС обратился в вашу компанию с просьбой о рассылке оповещения об отсутствии угрозы ЧС. А запроса о распространении оповещения об угрозе селя, получается, не было? Хотя информация о повышении воды в реке Каргалинка и частичном подтоплении микрорайонов Карагайлы и Таусамалы, по информации пресс-службы акима Алматы, поступила в ЧС в 3 часа ночи четверга, 23 июля.

- Я вам говорю, что к нам обратились утром, и произошла такая ситуация. Здесь еще один еще очень важный момент – вместо того, чтобы решать ситуацию, у нас начинают искать виновных. Например, чиновники могут обратиться в компанию на прямую. Заместители акима могут позвонить любому из наших топ-менеджеров и сказать, что случилась непредвиденная ситуация. Я вас уверяю, что как только кто-нибудь из топ-менеджмента узнал бы об этом, мы взяли бы ситуацию под контроль в ту же секунду, как, в принципе, и произошло. А чиновник пошел в СМИ и обвинил операторов вместо того, чтобы решать ситуацию у нас начали искать виноватых.

В распоряжении Forbes.kz оказалась выдержка из Единого соглашения по организации оповещения об угрозе жизни и здоровью при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера посредством рассылки SMS-сообщений. В соглашении содержатся требования к содержанию и формату SMS-сообщений. 

P.S.  Из четырех сотрудников сайта Forbes.kz к 13:00 только один получил SMS следующего содержания: «23.07.2015г. г.Алматы, Угрозы наводнения нет. 23.07.2015 ж. Алматы қ Cу басу қатерi жок». SMS пришла в 10:05. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить