Нацфонд Казахстана: при полной непрозрачности - много соблазнов

35381

Официально заявляется, что Казахстан потратил из Нацфонда на антикризисные меры $10 млрд. Точнее, 1 трлн 207,5 млрд тенге при курсе 120,77 тенге за доллар осенью 2008, когда было принято решение о выделении средств. А как было на самом деле?

Фото: olligator.ru

Изучение финансовых отчетов Национального фонда РК и ФНБ «Самрук-Казына» показывает, что фактически было потрачено гораздо больше. Причем часть нефтяных сбережений израсходована на выкуп акций рыночных компаний в государственную собственность. А также на долгосрочное (до 2062–2063) и очень дешевое (0,01% годовых) фондирование «Самрук-Казыны».

В целом вместе с гарантированными и целевыми трансфертами в экономику Казахстана за прошедшие шесть лет тем или иным способом влилось $59,5 млрд – огромная сумма при среднегодовом бюджете за эти годы в $30,1 млрд.

В 2014, после очередной девальвации, было объявлено о дополнительном (помимо растущих трансфертов в бюджет) выделении еще 1 трлн тенге. Похоже, правительству понравилось распоряжаться «легкими» деньгами. Но незаметно, чтобы эти дополнительные инвестиции давали ускорение экономического роста и сколько-нибудь ощутимую диверсификацию экономики.

Равняясь на фьорды

Национальный фонд Казахстана был создан 29 января 2001 указом президента страны. То есть уже 13 лет доходы от добычи полезных ископаемых, продажи месторождений (а с 2010 – также от продажи любого госимущества и земель сельхозназначения) аккумулируются на специальном счете правительства в Нацбанке. На май 2013 активы Нацфонда составили около $75,8 млрд.

Изначально декларировалось, что за пример взят норвежский Нефтяной фонд – как образец прозрачности и эффективности. Председатель Нацбанка Григорий Марченко заявлял в 2002: «Мы полностью заимствовали инвестиционную стратегию у норвежского фонда. Все технические вещи, все эталонные портфели, то, что касается дюрации, принципов подбора внешних управляющих, – все взято оттуда. И даже два более жестких момента есть у нас. Первый – внешних управляющих мы выбирали только тех, кто имеет более $100 млрд в управлении. Когда мы выбирали кастодиана, как дополнительная линия защиты было требование не менее $1 трлн в кастоди, и выиграл ABN AMRO Mellon. И второе – Норвегия, поскольку у них фонд большой, часть инструментов вкладывает в бумаги развивающихся стран. Мы этого не делаем. Мы жестко сказали, что только развитые страны, рейтинг «А» и выше».

При этом, однако, в утвержденных тем же президентским указом правилах говорилось, что применение и объемы целевых трансфертов определяются президентом РК единолично.

Да и начинал наш Нацфонд не вполне по-европейски. Если в первый год основную долю поступлений составили средства от продажи государственной доли (5%) в ТОО «СП Тенгизшевройл» (с учетом капитализации около $674,4 млн), то в 2002 в балансе появляется никак не расшифровываемая в пояснениях статья «Официальные трансферты». При этом сумма и время совпадают с рассекречиванием тайных зарубежных счетов. Тогда премьер-министр Имангали Тасмагамбетов рассказал в парламенте, что был секретный резервный фонд, куда с середины 90-х годов поступали средства от продажи госдолей в крупных нефтегазовых проектах, роялти, бонусы и т.д. Правительство, однако, не сделало официального заявления, что других секретных счетов за рубежом не осталось.

«Официальные трансферты» в 2012 составили $321 222 875. Неясно, было ли еще какое-то движение этих средств – отчет за 2003 не опубликован до сих пор.

Впрочем, поначалу заявления у руководства страны были самые либеральные. В 2000 Нурсултан Назарбаев так ответил на вопрос телеканала «Хабар»: «Мы создадим специальный попечительский совет, куда войдут члены правительства, депутаты, представители общественных движений, и каждый год расходование средств будет рассматриваться в парламенте. Никто никуда ни одной копейки, кроме как на фиксированное строительство каких-либо объектов, не денет. Я лично даю такую гарантию».

Однако попечительский совет создан не был. Есть Совет по управлению Нацфондом, который возглавляет лидер страны, а членами являются премьер-министр, председатели сената и мажилиса, руководитель администрации президента, председатели Нацбанка и Счетного комитета, а также министры финансов и экономики. С рабочим органом в лице АП.

Правда, в апреле нынешнего года образована Комиссия по контролю над расходованием средств, куда как раз вошли депутаты, представители бизнеса и общественности, но ее задача – следить за использованием уже выданных из Нацфонда денег.

82,5% – «Самруку»

До 2008 никаких изъятий из Нацфонда не производилось, и кризис Казахстан встретил, имея активов на $27,4 млрд. В том году бюджет впервые получил трансферт в $3,85 млрд, а «Самрук-Казына» – невозвратные $5 млрд на увеличение уставного фонда. В 2009 Нацфонд купил на 480 млрд тенге под 0,02% годовых облигации ФНБ, вырученные средства были направлены на «развитие и поддержку жилищного сектора и финансирование малого и среднего бизнеса в рамках Плана стабилизации» (на 120 млрд тенге Нацфонд приобрел облигаций «КазАгро»).

В том же 2009 Нацфонд купил еще облигаций ФНБ – на 149,9 млрд тенге ($1,01038 млрд). На эти деньги «Самрук» приобрел по 50% в казахмысовском ТОО «Экибастузская ГРЭС-1» и ТОО «Богатырь Аксесс Комир» («Аксесс Индастриз»).

В 2010 году «Самрук» опять выпускает для Нацфонда облигации, уже на 220 млрд тенге ($1,4925 млрд). Эти деньги идут на приобретение акций Kazakhmys PLC. В 2012 Нацфонд покупает облигации ФНБ на 73 млрд тенге ($484,2 млн) – для кредитования реструктуризации обязательств БТА Банка. В 2013 Нацфонд выкупил облигации ФНБ на 255 млрд тенге ($1,66 млрд), однако их целевое назначение в отчете Нацфонда не обозначено (отчета ФНБ за 2013 еще нет).

Поступления и изъятия (2008-2013)

Кроме этого, ежегодно из Нацфонда выделяются гарантированные трансферты в бюджет – от $5,7 млрд в 2009 до почти $9 млрд в 2013, значительная их часть тоже попадает в нацкомпании через бюджетные программы. Целевых трансфертов в бюджет было два: 261,5 млрд тенге на обеспечение занятости в 2009 и 25,5 млрд тенге на строительство автодорог Астана-Алматы и Астана-Павлодар в 2013.

Без гарантированных трансфертов, размер которых определяется законом, из Нацфонда было изъято $15,65 млрд, из них $12,9 млрд – через АО «ФНБ «Самрук-Казына». В 2012 Совет по управлению Нацфондом принял решение о продлении сроков и снижении процентных ставок по самруковским займам на общую сумму 850 млрд тенге. Сроки были продлены с 15 до минимум 30 лет, процентные ставки снижены с 1% и 0,04% годовых по различным облигациям до 0,01% – ни АПК, ни МСБ не финансируются на таких льготных условиях. Это на 329 млрд тенге сократило долг и увеличило капитал ФНБ.

Дочки-матери

Счетный комитет, в конце 2013 проверив использование средств, выделенных ФНБ «Самрук-Казына», установил нарушения на 126,4 млрд тенге (проверка проведена лишь в нескольких компаниях ФНБ). По мнению контролеров, они возникли в результате того, что «правительством и другими госорганами инициированы значительные расходы ФНБ и его дочерних организаций, не регламентированные бюджетным и иным законодательством, что приводит к бессистемному использованию активов государства». Там и лжепредпринимательство, и оплата завышенных смет при прокладке дорог и строительстве жилья на подрядах КТЖ, и 99,8% неосвоенных средств, выделенных АО «Казгеология» на приобретение бурового и геофизического оборудования.

Кое-какие деньги Нацфонда не удастся, пожалуй, вернуть никогда. Такой «черной дырой» стал БТА Банк. По подсчетам Forbes Kazakhstan, опубликованным в февральском номере за этот год («Пиррова победа»), спасение банка обошлось в сумму не менее $10,26 млрд. Сверх нее, по словам источника, работавшего в БТА во время обеих реструктуризаций, только на покрытие юридических, розыскных, лоббистских мероприятий ушло не менее $2 млрд. Теперь БТА продан консорциуму, состоящему из Казкоммерцбанка и бизнесмена Кенеса Ракишева, за сумму чуть менее $1 млрд, в рассрочку.

При этом в экономику уже поступили первые 100 млрд тенге из нового триллиона на кредитование проектов МСП в обрабатывающей промышленности. Для этого холдинг «Байтерек» выпустил облигации, которые приобрел Нацфонд, правда, на условиях слегка пожестче, чем у «Самрук-Казыны», – сроком на 20 лет по ставке вознаграждения 0,1% годовых. За счет полученных средств будет выдан кредит фонду «Даму» по ставке вознаграждения 0,15% годовых. Как сообщили нам в «Даму», уже треть суммы нашла конечных заемщиков.

Однако при таком оживленном использовании средств «фонда будущих поколений» нигде в Казахстане нет консолидированной информации об использовании и возвратности денег, а у самого Нацфонда нет даже своего сайта.

Зато он есть у созданного в 2012 для управления частью активов Нацфонда АО «Национальная инвестиционная корпорация» (100-процентная «дочка» Нацбанка). Отчет там висит только за 2012, где капитал меньше уставного – 945 млн тенге. При этом, по данным SWF Institute, исследующего суверенные фонды, АО «НИК» управляет активами на сумму $20 млрд, а руководивший им Ержан Биртанов (в апреле 2014 его сменил Берик Отемурат) в рейтинге 2013 «100 самых значимых и влиятельных инвестиционных управляющих госактивами» занимает 78-ю строчку (еще один казахстанец, тогдашний министр финансов Болат Жамишев – на 71-й позиции). В отчете Нацфонда также не сказано, какие активы и на каких условиях переданы им в управление НИК.

Вообще с раскрытием информации в Казахстане (даром, что равнялись на норвежский фонд) плоховато. Отчеты Нацфонда можно найти лишь на сайте информационно-правовой системы нормативных правовых актов «Адилет», о существовании которого большинство граждан страны и не подозревает. Что там Норвегия – Нефтяной фонд Азербайджана имеет не только сайт, но и статус самостоятельного юридического лица, его отчеты наглядны и подробны, информация представлена как в обобщенном, так и в развернутом виде. У казахстанского Нацфонда отсутствует информация о количестве инструментов в портфеле, их стоимости, доходности и т.д.

Директор аналитического центра «Ракурс» и экс-председатель Нацбанка РК Ораз Жандосов считает, что никакого рационального объяснения закрытости Нацфонда нет: «Это просто боковое зеркальное, одно из тысяч, отражение нашей авторитарной политической системы. Не хотелось бы ошибиться, но я на 99% уверен, что ничего в целом там не выводится. Может, решения были не совсем точно приняты, но они были приняты в соответствии с законодательством, и деньги на первой фазе (кризиса) ушли именно туда, куда написано. По размещению международных активов – есть смысл прятать, когда ты деньги «налево» выгоняешь, но в нашей ситуации, думаю, это из-за общей установки не доверять обществу».

И все же сомнения, пока они не развеяны документально, имеют место быть – соблазн при такой непрозрачности есть. Не говоря уже о том, что эффективность от закрытости тоже не повышается. В 2012 председатель Счетного комитета Омархан Оксикбаев говорил, что его ведомству будут делегированы полномочия по контролю за Нацфондом: «Мы уже планируем проведение контрольных мероприятий, нас интересуют вопросы по структуре распределения средств Нацфонда. Счетный комитет намерен проанализировать также доходность активов». Однако вскоре его сменил Асланбек Мусин, того – Козы-Корпеш Джанбурчин, а информация о проверке Нацфонда Счетным комитетом так и не появилась.

Почему Казахстан не Норвегия

Между тем доходность, демонстрируемая Нацфондом, оставляет желать лучшего, а доходность стабилизационного портфеля демонстрирует заметную тенденцию к снижению все посткризисные годы.

Жандосов считает, что основная проблема Нацфонда РК в том, что не разделены принципиально стабилизационный и сберегательный портфели:

«Формальное разделение по портфелям есть, но непонятно, на основе чего, а оно должно быть концептуально завязано на какие-то функции. Стабилизационная часть должна идти в бюджет, по крайней мере, на три года. Она ни в коем случае не должна размещаться в акции, а только в очень ликвидные вещи. Там не надо ждать высокую доходность, но она должна быть очень ликвидная, если деньги завтра понадобятся. Это обычно меньшая часть Нацфонда. А в сберегательной – большой вопрос, где она должна быть размещена. Акции дают большую доходность в долгосрочном плане, но надо сопоставить, какой размер доходности за рубежом, а какой здесь».

В среднем доходность Нацфонда с момента создания в годовом выражении составляет 4,44% (еще в прошлом году средняя цифра была больше 5%). А вот за рубежом, в «стагнирующей» Европе, доходность нефтяных фондов почему-то значительно выше. Так, норвежский Government Pension Fund (GPF), разделенный на Government Pension Fund Global (GPFG) и Government Pension Fund Norway (GPFN), получил в 2013, соответственно, 14,77% в долларах США и 15,7% в норвежских кронах, увеличив свои активы за год примерно на $207,5 млрд.

Выяснить, где именно мы проигрываем, невозможно ввиду того, что наш фонд не дает раскладку по акциям. Впрочем, российский Резервный фонд, по данным Минфина РФ, показал 11% доходности (притом что в 2010–2011 она не превышала 2%), но из чего она сложилась – понять вообще невозможно: на сайте висит объявление, что с «1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. Правительство Российской Федерации не предоставляет отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании Резервного фонда и Фонда национального благосостояния» (причины не объясняются).

И под конец еще парочка различий казахстанского и норвежского подхода к накоплению и расходованию. Активы норвежского фонда составляли на конец 2013 $828,1 млрд (это с населением в 5 млн человек), или 167,2% от ВВП. В Казахстане активы фонда – 34% от ВВП. При этом у норвежцев трансферты направляются лишь на покрытие дефицита бюджета, но не более 4% от ожидаемого реального дохода фонда (за исключением кризисных лет). В Казахстане ограничение единственное – только на гарантированные трансферты, которые не должны превышать одну треть (оцените литературность формулировки!) от активов фонда на конец года, предшествующего году разработки республиканского бюджета. На фоне всего этого недавно стало известно, что Осло, являющийся одним из главных конкурентов Алматы на проведение Олимпиады-2022, осенью может снять свою кандидатуру: власти города объясняют желание отозвать заявку трудной экономической ситуацией. Власти Казахстана активно работают по всем дипломатическим каналам, формируя лобби, которое будет голосовать за Алматы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить