Минфин: Строители ВПП Уральска подозреваются в мошенничестве

12827

В Министерстве финансов Казахстана полагают, что при реконструкции взлетно-посадочной полосы главного города ЗКО «сэкономили» 173,5 млн тенге

Одна из выбоин на взлетно-посадочной полосе аэропорта Уральска (февраль 2015).
фото: Виктор Бурдин
Одна из выбоин на взлетно-посадочной полосе аэропорта Уральска (февраль 2015).

Полоса препятствий

Полтора года назад Forbes.kz впервые рассказал казахстанцам о проблемах с ремонтом взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэропорта Уральска. В феврале 2015 журналист нашего издания своими глазами увидел выбоины и трещины, которыми изобиловала полоса сразу после реконструкции. Мы резонно задались вопросами: а как на такой полосе будут взлетать и приземляться многотонные самолеты? не угрожает ли такая щербатая полоса безопасности пассажиров?

Сразу после нашей публикации в аэропорт вылетела специальная комиссия, в которую включили экспертов Комитета гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию (КГА МИР), а также строителей компании «К-Дорстрой», которая, собственно, и ремонтировала ВПП. В то же время заместитель генерального директора этой компании Тахип Искандаров уверял, что полоса в таком состоянии не угрожает безопасности людей. После, в интервью Forbes.kz председатель КГА Бекен Сейдахметов рассказывал, что на полосе было обнаружено 50-60 выбоин, которые подрядчик пообещал залатать.

Спустя полтора года журналист портала Ratel.kz Геннадий Бендицкий написал статью под заголовком «Как семья Зейнуллы Какимжанова в авиацию пошла». В ней автор рассказал о том, кому принадлежит строительная компания «К-Дорстрой», а также о том, что ремонтом полосы аэропорта Уральска заинтересовались компетентные органы, которые выявили нарушения при строительстве.

Forbes.kz обратился за разъяснениями в Министерство по инвестициям и развитию и Министерство финансов, которому частично были переданы функции реорганизованной финансовой полиции. И вот что нам рассказали.

При всём богатстве выбора…

В Министерстве по инвестициям и развитию оправдываются. И, естественно, уверяют, что весь процесс реконструкции полосы проходил по нормативам. Началось все с тендера на ремонт. Сначала заявку на участие в электронном конкурсе подали три потенциальных поставщика, которые в итоге не были допущены по ряду причин. Между прочим, АО «К-Дорстрой» тоже не было допущено «по причине несоответствия договора аренды техники (представлены договора о намерениях)». Потому конкурс был признан несостоявшимся.

Однако заказчик ремонта – на тот момент Министерство транспорта и коммуникаций - приняло решение закупить услуги из одного источника у потенциального поставщика, который представил заявку «с наименьшей ценой с учетом условной скидки». То есть, изначально общая смета на строительство была определена в 6,488 млрд тенге, а «потенциальный поставщик» согласился работать за 6,323 млрд. Таким образом, подрядчиком по реконструкции ВПП определили «К-Дорстрой».

Строители, приступившие к работе в 2014, должны были привести в порядок взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и перрон аэропорта. «Пересмотр стоимости строительства в сторону увеличения сметной стоимости не производился», - уверяют в МИР.

Когда случился скандал с выбоинами, 23 февраля 2015 комиссия с участием представителей транспортной прокуратуры по ЗКО произвела отбор кернов на участке усиления ВПП. Для несведущих в дорожных работах поясняем: керны – это образцы покрытия взлетно-посадочной полосы или дороги, которые бурятся прямо в дорожном слое и извлекаются из полосы для анализа. В МИР уверяют: по итогам проверок цементобетон ВПП аэропорта Уральска соответствовал СНиПам. Керны с полосы прошли испытания в базе АО НИИ «Каздорнии» (которое, к слову, относится к МИР). Институт подтвердил, что при реконструкции полосы использовался бетон, указанный в проекте – марки В30.

9 декабря 2015 тогдашний министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев создал комиссию по приемке полосы. Инспекторы работали неделю и 15 декабря завершили аудит, подписав акт приемки ВПП. Все огрехи, в том числе и описанные Forbes.kz выбоины, «к подписанию акта госприемки были устранены», уверяют в МИР. А если они обнаружатся в будущем, в «К-Дорстрой» пообещали устранять их за свой счет в течение 60 месяцев со дня приемки.

Теперь, заверяют в МИР, «все объекты, созданные в пределах реконструкции на аэродроме Уральска, функционируют в нормальном режиме, без перебоев и повреждений. Регистрации авиационных событий или происшествий по отказу оборудования либо по дефектам элементов летного поля с начала эксплуатации и до настоящего момента не зафиксировано».

Более того, ни авиакомпании, ни руководство аэропорта Уральска, не жаловались, сомневаясь в качестве строительства ВПП.

Проверка на прочность

Иное мнение – в Минфине: здесь полагают, что не все так радужно со строительством ВПП аэропорта Уральска. Отвечая на запрос Forbes.kz, вице-министр финансов Татьяна Савельева рассказывает: при строительстве полосы «вместо марки бетона B30, использовался бетон марки B10 и B12».

Татьяна Савельева.
Татьяна Савельева.

Чтобы было понятно читателям, бетон класса B10 соответствует прочности 131 кг на квадратный сантиметр. B12 – уже 164 кг/кв. см.  А вот класс B30 рассчитан на 393 кг/кв. см. Стоит ли говорить, что на полосе, где садятся и взлетают тяжелые самолеты, бетон должен быть прочнейший. Например, пустой самолет Boeing-757, который широко использует Air Astana, весит 58 тонн, а с пассажирами, грузом и топливом – до 115 тонн. Естественно, при посадке такой махины ВПП испытывает колоссальную нагрузку, особенно в точке соприкосновения шасси с полосой. А есть и более тяжелая техника, в том числе грузовая…

В Минфине что-что, а считать деньги умеют. Вот и вывели, что при строительстве полосы Уральского аэропорта: «инспекцией финансового контроля по Западно-Казахстанской области сумма нарушений составила в сумме 173,5 млн тенге вследствие применения бетона другого класса».

В Министерстве по инвестициям и развитию вступают в перепалку с Минфином и в письме нашему изданию рассказывают: сведения по прочности бетона госфинансисты ЗКО добывали «при проведении оперативно-розыскных мероприятий». И свои выводы расследователи сделали на основании экспертизы Российского научно-исследовательского института бетона им. Гвоздева.

«Однако этим российским учреждением официальных и неофициальных отборов кернов на ВПП Уральска за весь период строительства не отбиралось, и результаты их исследований основанием для расследования служить не могут, так как образцы для исследований отобраны неизвестно кем и где», - оправдываются чиновники МИР.

Возможно, конечно, что им просто неизвестны все детали расследования. А их для Минфина было более чем предостаточно, чтобы заговорить о привлечении виновных к уголовной ответственности.

Таким образом, пишет нам вице-министр финансов Татьяна Савельева, «службой экономических расследований Департамента госдоходов ЗКО в отношении АО «К-Дорстрой» возбуждено уголовное дело от 30 марта 2016 по подпункту 2 пункта 4 статьи 190 УК РК - «Мошенничество».

Тут стоит оговориться за г-жу Савельеву: сейчас в Казахстане юридически правильно говорить не «возбуждено уголовное дело», а «проводится досудебное расследование». Впрочем, сути это не меняет: дорожной компании вменяют очень серьезное нарушение на сумму, может, и не кругленькую, но весьма существенную. Как будут выкручиваться строители – пока неизвестно. Мы обязательно расскажем читателям, чем закончится это досудебное расследование и станет ли оно судебным.

Кстати, для справки: по данным МИР, в 2003 – 2014 «К-Дорстрой» провела реконструкцию взлетно-посадочных полос аэропортов Актобе, Кызылорды, Шымкента, Кокшетауа, Тараза. И, разумеется, Астаны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить