СМИ выдвигают новые версии причин катастроф самолетов Малайзии

9636

Крупные авиакатастрофы прошлого года дали почву для предположений об обострении конкуренции на мировом авиарынке

Фото: Radio Nederland Wereldomroep

Малайзийские авиакомпании за минувший год трижды выходили на первые полосы СМИ, повергая публику в шок. Началось все 8 марта, когда Boeing 777 Malaysia Airlines (MA), направлявшийся из Куала-Лумпура в Пекин, вдруг сделал крутой поворот на юг и полетел неизвестно куда, отключив связь. Что с ним стало – до сих пор непонятно, поиски результатов не дали. На самолете находилось 239 человек.

17 июля 2014 мир узнал о новой катастрофе: в небе над Украиной был сбит Boeing 777 Malaysia Airlines с 283 пассажирами и 15 членами экипажа, летевший из Амстердама. При этом неподалеку в том же направлении благополучно проследовали два других рейса.

Третий инцидент грянул накануне Нового года, когда Airbus 320–200 AirAsia по пути из Индонезии в Сингапур рухнул в океан при неудачной попытке набрать высоту и оказаться вне зоны турбулентности. По разным данным, погибло от 155 до 162 человек. Малайзийский лоукостер AirAsia – мощно раскручивающийся конкурент Malaysia Airlines, вынуждающий последнюю постоянно снижать цены на авиабилеты. Более того, хотя QZ8501 был рейсом AirAsia, его оператором выступала Indonesia AirAsia (у группы есть такие же «дочки» в Таиланде, на Филиппинах, в Индии, а вскоре появится и в Японии). Однако большинство СМИ, особо не раздумывая, представили картину так, будто это еще один удар по MA.

До прошлого года ЧП у Malaysia Airlines фиксировались всего дважды. В 1977 самолет захватил террорист, и лайнер рухнул, погубив 100 человек. А в 1995 борт при посадке врезался в строения, погибли 34 из 54 пассажиров. Больше фатальных инцидентов с малайзийцами не приключалось, авиакомпания считалась вполне безопасной, имела ряд международных наград.

После исчезновения Boeing все больше китайцев, возмущенных молчанием руководства МА о ходе расследования, начали отказываться от ее услуг. В результате этого ширящегося бойкота Малайзия может потерять до $1,2 млрд поступлений от туризма из КНР. Что касается авиакомпании, то вслед за мартовским ЧП продажи ее билетов упали на 35%, убытки составили $356 млн, пришлось отменить невыгодные рейсы в Северную и Южную Америку, Южную Африку, снизить цены на основные рейсы в Азии, чтобы заполнить салоны.

После украинской трагедии примеру китайцев стали следовать и европейцы. Продажи билетов Malaysia Airlines вновь сократились, в августе она сообщила о снижении бронирования на 33%, некоторые рейсы шли полупустыми. С начала года акции компании подешевели на треть.

Катастрофы вызвали поток невероятных конспирологических теорий в СМИ и особенно соцсетях. Когда пропал лайнер, летевший в Пекин, стали говорить, что его поглотила черная дыра или новый Бермудский треугольник, спрятавшийся в Индийском океане. Согласно другой версии, Boeing скрытно перегнали в Казахстан.

Про сбитый же 777-й судачат, что это могло быть сделано по наущению конкурентов Malaysia Airlines, чтобы ее обанкротить. К примеру, в статье «Две катастрофы: кто ведет войну против «Малайзийских авиалиний», вышедшей в конце июля в издании «Южный Китай. Особый взгляд», заявлялось: «Технически все не выглядит так уж невыполнимо. Надо было лишь в нужное время заставить самолет полететь над нужным местом. Впереди нас ждет подведение МА к банкротству. Остается лишь узнать имена новых владельцев и новых хозяев неба в Юго-Восточной Азии и Южно-Китайском море. Главные конкуренты, сбивающие всю прибыль МА, это разные лоукостеры типа AirAsia, но им нет смысла покупать или поглощать такую компанию. Самые же сильные конкуренты, естественно, китайские. «Малайзийские авиалинии» состоят в альянсе One World. Альянсы-конкуренты – SkyTeam и Star Alliance. Но только SkyTeam при приобретении получит более значительный перевес для доминирования в этом регионе. У него уже есть две крупнейшие компании в Азии – China Southern Airlines и China Eastern Airlines». У SkyTeam – 1632 самолета и 264 млн перевезенных пассажиров за 2013, у Star Alliance – 1143 и 198 млн соответственно.

Приводятся также зловещие высказывания некоего законспирированного блогера под ником «Лендлорд» на китайском форуме Tianya Club. Так, в статье «Блогер утверждает, что AirAsia QZ8501 пропал в результате заговора «Черной руки», вышедшей в конце года в The Malaysian Insider, говорилось: «15 декабря блогер предостерегал: группа «Черная рука» захватила и сбила MH370 и MH17 и этим почти добила шестую по величине МА. Теперь «Черная рука» нацелилась на AirAsia, чтобы ее уничтожить, поскольку она также принадлежит Малайзии». Неизвестный предлагал всем китайцам «держаться подальше от AirAsia, чтобы не пропасть, как те, что летели на MH370». После того как вслед за этим QZ8501 пропал по пути из Сурабайя в Сингапур, многие пользователи соцсетей впали в шок и предположили, что блогер – сотрудник китайской разведки или хакер. Впрочем, скептики предположили, что предсказания были выложены уже после катастрофы и помечены задним числом. Больше «прорицатель» никак не проявлялся. При этом следует заметить, что в упавшем в Яванское море самолете AirAsia не было ни одного китайца.

Между тем в статье «Множество американцев боятся летать», вышедшей 31 декабря в The Associated Press, говорится: «Из статистики нам известно, что перелеты никогда не были безопаснее, чем сейчас. Но авиакатастрофы – уникальные происшествия, словно из кино, так что 992 авиапассажира, погибших при полете в 2014, привлекли, по данным Google Trends, во всем мире на 43% больше внимания, чем 1 млн 240 тыс., ежегодно гибнущих в ДТП. Авиафобия поразила 6,5% американцев».

В материале «Самолеты, поезда и автомобили: безопасность и статистика», увидевшем свет 29 декабря на Euronews, публику тоже попытались успокоить: «По данным швейцарского Бюро авиационных происшествий, на сентябрь 2014 среднее соотношение катастроф – 2,1 на миллион полетов. Так что, по сути, у вас один шанс из 15 млн попасть в авиакатастрофу». Подчеркивается, что, хотя за 2014 погибло 1212 человек (против 497 в 2013), «в одних США больше людей ежегодно гибнет, подавившись пищей, – более 4000».

В публикации «Показатели авиакатастроф не говорят о безопасности в целом» в The West Australia; Aviation Editor от 3 января 2015 отмечается: «Конечно, 21 фатальная авиакатастрофа – выше среднего показателя за 10 лет, но авиалинии во всем мире перевезли рекордные 3,3 млрд пассажиров на 27 млн рейсов».

Что касается AirAsia, то, в отличие от ежегодно терпящих убытки Malaysia Airlines, это частная авиакомпания, которую в 2001 начал раскручивать энергичный олигарх Тони Фернандес и которая активно захватывает все новые направления, в том числе кооперируясь с японцами. До крушения над Яванским морем у AirAsia не было ни одного ЧП и она перевезла более 200 млн пассажиров. Вот от таких-то лоукостеров, расплодившихся в ЮВА, и исходит главная угроза большим авиакомпаниям с дорогими билетами. Так, в статье «Крупные азиатские авиалинии бьются, чтобы стряхнуть конкурентов-лоукостеров», вышедшей 4 сентября на NIKKEI Asian Review, отмечалось: «Доля бюджетных авиаперевозчиков в рейсах по Юго-Восточной Азии взметнулась в прошлом году почти до 60% с 20% в 2007. Флагманские перевозчики в США и Европе начиная с 2000-х претерпевают банкротства и реструктуризации. Конкуренция может оставить многих из них ни с чем».

Кстати, крушением рейса AirAisa уже не преминули воспользоваться: директор управления воздушного транспорта индонезийского Минтранса Джоко Мурджатмоджо заявил, что власти могут запретить авиакомпаниям предлагать билеты по цене, ниже установленной правительством.

В то время как популярность недорогих авиаперевозчиков возрастает, власти разных стран винят их в неполном обеспечении безопасности полетов – главным образом из-за недостаточного количества и слабой подготовки авиадис­петчеров, а также неопытного летного состава. Например, утверждается, что пилот злополучного QZ8501 прежде летал на… истребителе F16.

Как бы то ни было, большинство экспертов считают, что за лоукостерами будущее. Азиатскому же региону предстоит обогнать Северную Америку, став крупнейшим и самым динамичным в мире рынком авиаперевозок.

Все эти факторы дают лишний повод задуматься: если прошлогодние авиакатастрофы действительно были подстроены, кому это могло быть выгодно?

 
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить